Басни Эзопа:
Зайцы и лисицы.
Зайцы и лягушки.
Звездочет.
Зевс и Аполлон.
Зевс и змея.
Зевс и лисица.
Зевс и люди.
Зевс и стыд.
Зевс и черепаха.
Зевс, Прометей, Афина и Мом.
Зайцы и
лисицы
У зайцев была война с орлами, и они попросили помощи у
лисиц. Но те ответили: "Мы бы помогли вам, кабы не знали,
кто вы такие и кто такие ваши враги".
Басня показывает: кто заводит вражду с
сильнейшими, те сами себя не берегут.
Зайцы и
лягушки
Поняли зайцы, какие они трусливые, и порешили, что лучше им
всем разом утопиться. Пришли они к обрыву над прудом, а
лягушки у пруда как заслышали их топотанье, так и попрыгали
в самую глубь. Увидел это один заяц и сказал остальным:
"Давайте не будем топиться: смотрите, и трусливее нас есть
твари на свете".
Так и для людей зрелище чужих несчастий
служит ободрением в собсвенных невзгодах.
Звездочет
Один звездочет имел обыкновение каждый вечер выходить из
дому и смотреть на звезды. И вот, прогуливаясь однажды по
окраине и всеми мыслями устремившись в небеса, он нечаянно
провалился в колодец. Тут он поднял крик и плач; и какой-то
человек, заслышав эти вопли, подошел, догадался, что
случилось, и сказал ему: "Эх ты! хочешь рассмотреть, что
делается в небе, а что на земле, того не видишь?"
Басню можно применить к таким людям,
которые хвастаются чудесами, а сами не в силах сделать и
того, что может всякий.
Зевс и
Аполлон
Зевс и Аполлон спорили, кто лучше стреляет из лука. Натянул
Апаллон лук и пустил стрелу, а Зевс одним шагом взял и
шагнул на столько, сколько пролетела его стрела.
Так и всякий, кто тягается с сильным, лишь
потерпит неудачу и станет посмешищем.
Зевс и змея
Зевс справлял свадьбу, и все звери приносили ему подарки,
кто что мог. Приползла и змея, держа в зубах розу. Увидел ее
Зевс и сказал: "У всех остальных приму я подарки, но из
твоих зубов не приму".
Басня показывает, что любезности дурных
людей опасны.
Зевс и лисица
Зевс, восхищаясь умом и хитростью лисицы, поставил ее царем
над неразумными животными. Но ему хотелось узнать, с
переменой судьбы переменилась ли у лисицы и низкая ее душа?
И вот, когда ее несли в носилках, он выпустил перед нею
жука; жук закружился над носилками, а лиса, не в силах
сдержаться, позабыла всякую царскую честь, выскочила из
носилок и бросилась его ловить. Разгневался Зевс и обратил
лисицу в ее прежнее состояние.
Басня показывает, что дурные люди даже
среди пышности и блеска не меняют своего нрава.
Зевс и люди
Зевс сотворил людей и приказал Гермесу влить в них разум.
Гермес сделал себе мерку и в каждого вливал поровну. Но
получилось, что людей малого роста эта мерка наполнила до
краев, и они стали разумными, а людям рослым питья на все
тело не хватило, а хватило разве что до колен, и они
оказались глупее.
Против человека, могучего телом, но неразумного
духом.
Зевс и стыд
Зевс, сотворив людей, тотчас вложил в них все чувства и
забыл только одно - стыд. Поэтому, не зная, каким путем его
ввести, он велел ему войти через зад. Сначала стыд
противился и возмущался таким унижением, но так как Зевс был
непреклонен, то он сказал: "Хорошо, я войду, но на таком
условии: если еще что войдет туда после меня, я тотчас
удалюсь". Оттого-то все развратные мальчики и не знают
стыда.
Басню можно применить к развратнику.
Зевс и
черепаха
Зевс справлял свадьбу и для всех животных выставил угощение.
Не пришла одна черепаха. Не понимая, в чем дело, на
следующий день спросил ее Зевс, почему она одна не пришла на
пир. "Свой дом - лучший дом", - ответила черепаха.
Рассердился на нее Зевс и заставил ее повсюду носить на себе
собственный дом.
Так многим людям приятнее жить скромно у
себя, чем богато у чужих.
Зевс, Прометей, Афина и Мом
Зевс сотворил быка, Прометей - человека, Афина - дом, и
выбрали они в судьи Мома. Позавидовал Мом их творениям и
начал говорить: Зевс сделал оплошность, что у быка глаза не
на рогах и он не видит, куда бодает; Прометей - что у
человека сердце не снаружи и нельзя сразу отличить дурного
человека и увидеть, что у кого на душе; Афине же следовало
снабдить дом колесами, чтобы легче было переехать, если
рядом поселится дурной сосед. Разгневался Зевс за такую
клевету и выгнал Мома с Олимпа.
Басня показывает,
что нет ничего столь совершенного, чтобы быть свободным от
всяких упреков.
Предыдущая страница К списку басен Следующая страница