Басни Эзопа:
Домашние голуби и дикие голуби.
Дровосек и Гермес.
Дровосеки и дуб.
Дрозд.
Дуб и тростник.
Жаворонок.
Жена и муж-пьяница.
Женщина и курица.
Живот и ноги.
Жрецы Кибелы.
Домашние
голуби и дикие голуби
Птицелов раскинул сети и привязал к ним домашних голубей, а
сам стал поодоль и принялся ждать. Дикие голуби подлетели к
домашним и запутались в сетях, а птицелов подбежал и начал
их ловить. Дикие стали корить домашних за то, что они не
предупредили соплеменников о западне; но те отвечали: "Нет,
нам важнее не ссориться с хозяином, чем заботиться о
соплеменниках".
Так и слуг не следует бранить за то, что из
верности своим господам они отступают от любви к своим
родичам.
Дровосек и
Гермес
Один дровосек рубил дрова на берегу реки и уронил свой
топор. Течение унесло его, а дровосек уселся на берегу и
стал плакать. Пожалел его Гермес, явился и узнал у него,
почему он плачет. Нырнул он в воду, и вынес дровосеку
золотой топор, и спросил, его ли это? Дровосек ответил, что
не его; во второй раз нырнул Гермес, вынес серебряный топор
и опять спросил, тот ли это, который потерялся? И от этого
отказался дровосек; тогда в третий раз вынес ему Гермес его
настоящий топор, деревянный. Признал его дровосек; и тогда
Гермес в награду за его честность подарил дровосеку все три
топора. Взял дровосек подарок, пошел к товарищам и рассказал
все, как было. А одному из них стало завидно, и захотел он
сделать то же самое. Взял он топор, пошел к той же самой
речке, стал рубить деревья и нарочно упустил топор в воду, а
сам сел и стал плакать. Гермес явился и спросил его, что
случилось? А он ответил, что топор пропал. Вынес ему Гермес
золотой топор и спросил, тот ли это, что пропал? Обуяла
человека жадность, и воскликнул он, что это тот самый и
есть. Но за это бог не только не дал ему подарка, но и
собственный его топор не вернул.
Басня показывает, что насколько боги
помогают честным, настолько же они враждебны нечестным.
Дровосеки и дуб
Дровосеки рубили дуб; сделав из него клинья, они раскалывали
ими ствол. Промолвил дуб: "Не так кляну я топор, который
меня рубит, как эти клинья, которые от меня же рождены!"
О том, что обида от близких людей тяжелее,
чем от чужих.
Дрозд
В миртовую рощу повадился дрозд и сладкими ягодами наедался
до отвала. Птицелов его приметил, подстерег и поймал на
птичий клей. Сказал, умирая, дрозд: "Несчастный я! погнался
за сластью, а лишился жизни".
Против человека распущенного и сластолюбивого.
Дуб и
тростник
Дуб и тростник спорили, кто сильней. Подул сильный ветер,
тростник дрогнул и пригнулся под его порывами и оттого
остался цел; а дуб встретил ветер всей грудью и был
выворочен с корнем.
Басня показывает, что с сильнейшими не
следует спорить.
Жаворонок
Жаворонок попал в западню и сказал, рыдая: "Бедная я и
несчастная пташка! Ни золота не крал я, ни серебра, ни иного
чего ценного - из-за малого хлебного зернышка принимаю
смерть".
Басня против тех, кто ради малой выгоды
подвергается большой опасности.
Жена и
муж-пьяница
У одной женщины муж был пьяница. Чтобы отвадить его от этого
пристрастия, придумала она такую хитрость. Она дождалась,
чтобы муж ее напился и заснул, и когда он стал
бесчувственным, как мертвец, она взвалила его на плечи,
отнесла на кладбище, положила там и ушла. А когда, по ее
расчету, он уже должен был протрезвиться, она подошла к
воротам кладбища и постучала. Крикнул муж: "Кто там стучится
у ворот?" - "Это я, - отвечала она, - несу покойникам
поесть!" А он: "Не поесть, а попить принеси мне лучше,
милейшая! Для меня мука слышать, как ты говоришь о еде, а не
о вине!" Тут ударила она себя руками в грудь: "Несчастная я!
никакого мне толку от моей хитрости! Видно, ты, муженек, не
только не образумился, а стал еще хуже, чем был: привычка
стала природою".
Басня показывает, что не надо привыкать к
дурному: не то придет срок, и привычка будет владеть
человеком против его воли.
Женщина и
курица
У одной вдовы была курица, которая каждый день несла по
яйцу. Вдова подумала, что если курицу кормить побольше, то
она будет нести и по два яйца в день. Так она и сделала; но
курица от этого разжирела и вовсе перестала нестись.
Басня показывает, что многие люди, стремясь
из жадности к большему, теряют и то, что у них есть.
Живот и ноги
Живот и ноги спорили, кто сильнее. Ноги каждый раз
хвастались, что столько в них силы, что они и самый живот на
себе носят; но живот отвечал: "Эх, любезные, кабы я не
принимал пищу, ничего бы не могли вы носить".
Так и в войсках количество ничего не
значит, если воины лишены благоразумия.
Жрецы Кибелы
У жрецов Кибелы был осел, на которого они навьючивали
поклажу в своих странствиях. А когда осел измучился и
околел, они содрали с него шкуру и сделали из нее бубны для
своих плясок. Встретили их однажды другие бродячие жрецы и
спросили, где же их осел; а они ответили: "Он умер, но
побоев ему, мертвому, достается столько, сколько и живому не
доставалось".
Так иные рабы хоть и получают вольную, но
от рабской своей доли избавиться не могут.
Предыдущая страница К списку басен Следующая страница