Франсуа де Ларошфуко
«Максимы»
Наши добродетели - это чаще всего искусно переряженные пороки.
66. Дальновидный человек должен определить место для каждого из своих желаний и затем осуществлять их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет нас преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем существенное.
67. Изящество для тела — это то же, что здравый смысл для ума.
68. Трудно дать определение любви; о ней можно лишь сказать, что для души — это жажда властвовать, для ума — внутреннее сродство, а для тела — скрытое и утонченное желание обладать, после многих околичностей, тем, что любишь.
69. Чиста и свободна от влияния других страстей только та любовь, которая таится в глубине нашего сердца и неведома нам самим.
70. Никакое притворство не поможет долго скрывать любовь, когда она есть, или изображать — когда ее нет.
71. Нет таких людей, которые, перестав любить, не начали бы стыдиться прошедшей любви.
72. Если судить о любви по обычным ее проявлениям, она больше похожа на вражду, чем на дружбу.
73. На свете немало таких женщин, у которых в жизни не было ни одной любовной связи, но очень мало таких, у которых была только одна.
74. Любовь одна, но подделок под нее — тысячи.
75. Любовь, подобно огню, не знает покоя: она перестает жить, как только перестает надеяться или бояться.
76. Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел.
77. Любовь прикрывает своим именем самые разнообразные человеческие отношения, будто бы связанные с нею, хотя на самом деле она участвует в них не более, чем дож в событиях, происходящих в Венеции.
78. У большинства людей любовь к справедливости — это просто боязнь подвергнуться несправедливости.
79. Тому, кто не доверяет себе, разумнее всего молчать.
80. Мы потому так непостоянны в дружбе, что трудно познать свойства души человека и легко познать свойства его ума.
81. Мы способны любить только то, без чего не можем обойтись; таким образом, жертвуя собственными интересами ради друзей, мы просто следуем своим вкусам и склонностям. Однако именно эти жертвы делают дружбу подлинной и совершенной.
82. Примирение с врагами говорит лишь об усталости от борьбы, о боязни поражения и о желании занять более выгодную позицию.
83. Люди обычно называют дружбой совместное времяпрепровождение, взаимную помощь в делах, обмен услугами — одним словом, такие отношения, где себялюбие надеется что-нибудь выгадать.
84. Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутым.
85. Мы часто убеждаем себя в том, что действительно любим людей, стоящих над нами; между тем такая дружба вызвана одним лишь своекорыстием: мы сближаемся с этими людьми не ради того, что хотели бы им дать, а ради того, что хотели бы от них получить.
Продолжить чтение
86. Своим недоверием мы оправдываем чужой обман.
87. Люди не могли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос.
88. Самолюбие увеличивает или умаляет добродетели наших друзей в зависимости от того, насколько мы довольны этими людьми: об их достоинствах мы судим по их отношению к нам.
89. Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум.
90. В повседневной жизни наши недостатки кажутся порою более привлекательными, чем наши достоинства.
91. Самое большое честолюбие прячется и становится незаметным, как только его притязания наталкиваются на непреодолимые преграды.
92. Вывести из заблуждения человека, убежденного в собственных достоинствах, значит оказать ему такую же дурную услугу, какую некогда оказали тому афинскому безумцу, который считал себя владельцем всех кораблей, прибывающих в гавань.
93. Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры.
94. Громкое имя не возвеличивает, а лишь унижает того, кто не умеет носить его с честью.
95. Поистине необычайными достоинствами обладает тот, кто сумел заслужить похвалу своих завистников.
96. Неблагодарность остается неблагодарностью даже и в том случае, когда облагодетельствованный повинен в ней меньше, чем благодетель.
97. Неправ, тот, кто считает, будто ум и проницательность — различные качества. Проницательность — это просто особенная ясность ума, благодаря которой он добирается до сути вещей, отмечает все, достойное внимания, и видит невидимое другим. Таким образом, все, приписываемое проницательности, является лишь следствием необычайной ясности ума.
98. Все расхваливают свою доброту, но никто не решается похвалить свой ум.
99. Учтивость ума заключается в способности думать достойно и утонченно.
100. Изысканность ума сказывается в умении тонко льстить.
101. Порою в нашем уме рождаются мысли в форме уже такой отточенной, какую он никогда не смог бы придать им, сколько бы ни ухищрялся.
102. Ум всегда в дураках у сердца.
103. Не всякий человек, познавший глубины своего ума, познал глубины своего сердца.
104. На каждого человека, как и на каждый поступок, следует смотреть с. определенного расстояния. Иных можно понять, рассматривая их вблизи, другие же становятся понятными только издали.
105. Умен не тот, кого случай делает умным, а тот, кто понимает, что такое ум, умеет его распознать и любуется им.
106. Чтобы постичь окружающий нас мир, нужно знать его во всех подробностях, а так как этих подробностей почти бесчисленное множество, то и знания наши всегда поверхностны и несовершенны.
107. Люди кокетничают, когда делают вид, будто им чуждо всякое кокетство.
108. Уму не под силу долго разыгрывать роль сердца.
109. Юность меняет свои вкусы из-за пылкости чувств, а старость сохраняет их неизменными по привычке.
110. Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы.
111. Чем сильнее мы любим женщину, тем больше склонны ее ненавидеть.
112. К старости недостатки ума становятся все заметнее, как и недостатки внешности.
113. Бывают удачные браки, но не бывает браков упоительных.
114. Люди безутешны, когда их обманывают враги или предают друзья, но они нередко испытывают удовольствие, когда обманывают или предают себя сами.
115. Так же легко обмануть себя и не заметить этого, как трудно обмануть другого и не быть изобличенным.
116. Сколько лицемерия в людском обычае советоваться! Тот, кто просит совета, делает вид, что относится к мнению своего друга с почтительным вниманием, хотя в действительности ему нужно лишь, чтобы кто-то одобрил его поступки и взял на себя ответственность за них. Тот же, кто дает советы, притворяется, будто платит за оказанное доверие пылкой и бескорыстной жаждой услужить, тогда как на самом деле обычно рассчитывает извлечь таким путем какую-либо выгоду или снискать почет.
117. Притворяясь, будто мы попали в расставленную нам ловушку, мы проявляем поистине утонченную хитрость, потому что обмануть человека легче всего тогда, когда он хочет обмануть нас.
118. Если мы решим никогда не обманывать других, они то и дело будут обманывать нас.
119. Мы так привыкли притворяться перед другими, что под конец начинаем притворяться перед собой.
120. Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера.
121. Люди делают добро часто лишь для того, чтобы обрести возможность безнаказанно творить зло.
122. Мы сопротивляемся нашим страстям не потому, что мы сильны, а потому, что они слабы.
123. Люди не знали бы удовольствия в жизни, если бы никогда себе не льстили.
124. Истинно ловкие люди всю жизнь делают вид, что гнушаются хитростью, а на самом деле они просто приберегают ее для исключительных случаев, обещающих исключительную выгоду.
125. Злоупотребление хитростью говорит об ограниченности ума; люди, пытающиеся прикрыть таким способом свою наготу в одном месте, неизбежно разоблачают себя в другом.
126. Хитрость и предательство свидетельствуют лишь о недостатках ловкости.
127. Вернейший способ быть обманутым — это считать себя хитрее других.
128. Преувеличенная тонкость ведет к пустой щепетильности; только в истинной щепетильности скрыта настоящая тонкость.
129. Иногда достаточно быть грубым, чтобы избегнуть ловушки хитреца.
130. Слабость характера — это единственный недостаток, который невозможно исправить.