
К. Д. Ушинский Цитаты.
Высказывания Ушинского К. Д.
Афоризмы Ушинский К. Д.
*****
Пьяному и на светлой
улице темно.
****
Право на счастье
составляет самое неотъемлемое право человека.
****
Главнейшая дорога человеческого
воспитания есть убеждение.
****
Самая важная часть воспитания
— образование характера.
****
Страх - это самое угнетающее из человеческих чувствований.
****
*****
Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не
воспитатель.
****
Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу,
то счастье
само отыщет вас.
****
Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и
никогда не обманывайте его.
****
Не в умственных способностях
женщины, но в
характере ее природы скрыты богатые средства для
воспитания
детей. Сосредоточенность внимания, точность,
терпение,
настойчивость, любовь к порядку, нежность, манеры, вкус и,
наконец, врожденная любовь к детям — все это такие качества,
которые встречаются скорее в женщине, нежели в мужчине.
****
Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая
обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному
труду и что эта обязанность более важна, нежели передача
самого предмета.
****
Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том,
чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд
физический является не только приятным, но и полезным
отдыхом после труда умственного.
****
Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является
здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические
упражнения.
****
Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями,
похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам
хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без
знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть
надписи, а в ящиках пусто.
****
Только личность может действовать на развитие и определение
личности, только характером можно образовать характер.
****
Ничто — ни слова,
ни мысли, ни даже поступки
наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение
к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не
отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания
души нашей и ее строя.
****
Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь
прямо в глаза своему незнанию.
****
Страх, не умеряемый смелостью, делает человека трусом;
смелость же, не умеряемая страхом, производит гибельную
дерзость и буйство.
****
Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа
истинного самовоспитания.
****
Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не
иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший;
самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно
же приобретаемых знаний.
****
Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное
основание всякого плодотворного учения.
****
Состояние бестолкового необузданного гнева так же гибельно,
как и состояние бестолковой доброты и нежности.
****
Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а
смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в
человеке.
****
Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту
стать лицом к лицу с своей собственной душой, не отделяясь
от нее никакими предубеждениями, никакою привычкою, — только
тот способен идти по дороге самоусовершенствования и вести
по ней других.
****
Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель
в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным
существом явится он.
****
Ученье само по себе становится воспитанием только тогда,
когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и
вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на
этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает
нравственную силу.
****
Человек рожден для
труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший
хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть
воспитателем человека.
****
Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно
усиливающейся деятельности… не давая им упражнения, вы
непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю.
****
Детским чувством, точно так же, как и детской мыслью, должно
руководить, не насилуя его.
****
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех
отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех
отношениях.
****
Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя
страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и
думать об опасности, не подчиняясь страху.
****
Природные воспитательные таланты, сами по себе
прокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже,
чем какие либо другие таланты, а потому и нельзя
рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи
учителей.
****
****
Убеждение только тогда делается элементом характера, когда
переходит в привычку. Привычка именно и есть тот процесс,
посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль
переходит в дело.
****
Язык народа —
лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся
цвет всей его духовной жизни.
****
Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую
природу, необходимо, чтобы идеи этого
воспитания переходили
в убеждения воспитанников, убеждения в привычки. Когда
убеждение так укоренилось в человеке, что он повинуется ему
прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только
оно делается элементом его
природы.
****
Жизнь человеческая
замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала, и
зерна многих великих идей созрели незримо в радужной
оболочке юношеских утопий.
****
Само воспитание, если оно желает
счастья
человеку, должно воспитывать его не для счастья, а
приготовлять к труду жизни.
****
Свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и
поддержания в нем чувства человеческого достоинства.
****
Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства
и человеческого счастья.
****
Воспитание не только должно развить разум человека и дать
ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду
серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни
достойною, ни счастливою. Только внутренняя, духовная,
животворная сила труда служит источником человеческого
достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.
****
Время, труд,
честность, знание, уменье владеть собой, физические,
умственные и нравственные силы человека - единственные
творцы всякого богатства.
****
Практика показывает, что гимнастика, специализируя так или
иначе произвольные движения человека, излечивает множество
застарелых болезней.
****
Сколько превосходных начинаний и даже сколько отличных людей
пало под бременем дурных привычек.
****
Без личного труда человек
не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но
должен идти назад.
****
Только человек, у
которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный
человек.
****
Сильный характер, как и сильный поток, встречая препятствие,
только раздражается и усиливается еще более; но зато,
опрокинув препятствие, прокладывает для себя и глубокое
русло.
****
Сила характера, независимо от его содержания,- сокровище
ничем не заменимое. Она почерпается единственно из природных
источников души, и воспитание должно более всего беречь эту
силу, как основание всякого человеческого достоинства.
****
Теоретическая жизнь
ума образует ум; но только практическая жизнь сердца и воли
образует характер.
****
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем
оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким,
и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним
знаком теоретически или практически.
****
В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые
разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и
радость, и печаль, и страх, и смелость, и даже гнев и
ненависть.
****
Быть справедливым в мыслях - не значит еще быть справедливым
на деле.
****
Книга, имеющая столь важное значение для человека,
сколько-нибудь тронутого развитием, так же как природа и
опыты жизни, остается немою не только для того, кто не умеет
читать, но и для того, кто, прочитав механически страницу,
не сумеет извлечь из мертвой буквы живой мысли.
****
Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать
читаемое - вот в чем главное дело.
****