
Цитаты Песталоцци. Идеи Песталоцци И. Г. Теория Песталоцци. Высказывания Песталоцци.
*****
Мы знаем, чего мы хотим.
*****
Воспитание и только воспитание — цель
школы.
*****
Чтобы изменить людей, их
надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.
*****
По законам природы
слова любви не произносятся прежде, чем не созревают
чувства.
*****
*****
Ребёнок любим и верит прежде, чем начинает мыслить и
действовать.
*****
В стране существует слепое доверие народа к школам, каковы
бы они ни были.
*****
Три силы вместе — способность к наблюдению, способность
к речи и
способность к мышлению — следует считать совокупностью всех
средств развития умственных сил.
*****
Начальное образование
способно средствами своего искусства содействовать
естественному ходу развития мыслительных способностей и
поощрять его.
*****
Исходные начала и точки соприкосновения с тем, чему ребёнок
должен учиться в
школе, подготовлены и существуют в нём благодаря
познаниям, почерпнутым из наблюдений в домашней жизни.
*****
Значительное число людей получает образование не путём
усвоения абстрактных понятий, а путём интуиции, не через
блеск обманчивых словесных истин, а через устойчивую истину,
присущую действующим силам.
*****
Истинное природосообразное
образование по
самой своей сути вызывает стремление к совершенству,
стремление к совершенствованию человеческих сил.
*****
Человек сам
природосообразно развивает основы своей нравственной жизни —
любовь и веру,
если только он проявляет их на деле. Человек сам
природосообразно развивает основы своих умственных сил,
своего мышления лишь через само действие мышления.
*****
Природа вложила
в сердце матери первую и самую насущную заботу о сохранении
покоя в самый ранний период жизни ребёнка. Эта забота
проявляется у людей повсюду в виде присущей матери
материнской силы и материнской преданности.
*****
Сущность человечности развивается только при наличии покоя.
Без него любовь теряет всю силу своей истинности и
благотворного влияния.
*****
Беспокойство по сути является порождением чувственных
страданий или чувственных желаний; оно — дитя жестокой нужды
или ещё более жестокого эгоизма.
*****
Умственное развитие и зависящая от него
культура человечества
требуют постоянного совершенствования логических средств
искусства в целях природосообразного развития наших
мыслительных способностей, наших способностей к исследованию
и суждению, до осознания и использования которых
человеческий род возвысился с давних пор.
*****
Нравственность заключается в совершенном познании добра, в
совершенном умении и желании творить
добро.
*****
Школа должна
прививать своим воспитанникам такие навыки логического
мышления, которые гармонировали бы с самой природой
человека.
*****
Отцы и матери все ещё в святой невинности полагают, что если
дети посещают школу и
находятся в ней, то, значит, они развиваются как в
физическом, так и в моральном отношении.
*****
Я стараюсь ввести детей в гущу жизни и объяснить им, как
любая отдельная хорошая черта человека, если она остаётся
изолированной и не находит себе опоры во всём том хорошем,
что имеется в природе человека, каждый раз рискует вновь
затеряться в человеке или получить такое направление,
которое одинаково легко может привести как к его падению,
так и к его совершенствованию.
*****
Каждый из нас совершенно свободен, И только в качестве
свободных людей мы живём, любим деятельной любовью и
жертвуем собой ради выполнения своей цели.
*****
Природа моих
средств интеллектуального образования ни в коей мере не
произвольна, она необходима. Так как эти средства лишь
постольку хороши, поскольку определяются самой сущностью
человеческой природы, то они в основном также неизменны.
*****
Обучение научным дисциплинам предполагает, следовательно,
предварительное наслаждение свободой, которую оно
ограничивает, точно так же как впряжение взрослого животного
в плуг или телегу является произвольно направленным
применением тех сил, которые молодое животное приобрело и
развило в период, когда оно жило и свободно гуляло на
пастбище.
*****
*****
Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука —
хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет
мыслить. В любом задатке человеческой природы заложено
естественное стремление выйти из состояния безжизненности и
неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом
состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не
самой силы.
*****
Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить
правильную чувственную основу воспитания человека. Ее
реальные поступки, к которым ее побуждает один только голый
инстинкт, являются, по существу, правильными, естественными
средствами нравственного
воспитания.
*****
Каждое хорошее воспитание требует, чтобы дома глаз матери
ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и
на челе ребенка каждую перемену в его душевном состоянии.
Оно в сущности требует, чтобы сила воспитателя была силою
отца, оживленною присутствием всей совокупности семейных
отношений.
*****
Способность человека воспринимать правду и справедливость по
своему существу является всеобъемлющей, возвышенной, чистой
склонностью, которая может находить себе пищу в простых,
немногословных, но широких взглядах, стремлениях и чувствах.
*****
Не следует стремиться рано сделать из детей взрослых; нужно,
чтобы они постепенно развивались в соответствии с тем, какое
положение, обстоятельства их ожидают, чтобы они научились
нести бремя жизни легко и быть при этом счастливыми.
*****
Вообще необходимо добиваться такого положения, при котором
стало бы невозможным, чтобы ребенок выиграл что-либо ложью;
наоборот, быть пойманным во лжи должно представлять для него
существенную опасность.
*****