
Иоанн Златоуст Цитаты Высказывания.
Слово Иоаннa Златоустa.
*****
Лучше во тьме пребывать, чем без друга.
*****
Как душа без плоти не зовется человеком, так и плоть без
души.
*****
Кто не нуждается в чужом, но живет независимо, тот всех
богаче.
*****
Столько же создать может
слово, сколько разрушить страх.
*****
Умеренность… способствует здоровью и благополучию.
*****
*****
Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда
и победа будет славнее.
*****
Нельзя творить зло или ненавидеть какого бы то ни было
человека, хоть нечестивого, хоть еретика, пока не приносит
он вреда нашей душе.
*****
Достоинство человека не в его происхождении. Бог не создал
рабства, но одарил человека свободой.
*****
Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого
свойства это дело: данное нами к нам же вернется.
*****
Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд
многоценных в печали и горе.
*****
Ничто так не смущает чистоты ума, и красоты, и мудрости, как
гнев беспричинный, громким ревом вокруг разнесенный.
Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему
ближнему.
*****
Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и
если они даже обманывают нас, не надо придавать этому
слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и
доброты заслуживает каждый из нас.
*****
Дерзнуть и простые люди могут не раз, но не все способны в
нужное время так поступать.
*****
Боязливой и нетвердой бывает душа в невежестве, а не по
сути. Если же встречу некогда храброго, а теперь боязливого,
понимаю, что это случилось не по природе порока, ибо природа
так сильно не изменяется.
*****
Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло.
*****
Всюду жестокостью и трудом человек увеличивает полезное.
*****
Для стяжания славы нет ничего равного терпению,
проявляющемуся при болезнях. Подлинно, эта добродетель —
царица благ по преимуществу и вершина венцов.
*****
Если бы отцы тщательно воспитывали детей своих, то не нужно
было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний, ни мучений и
публичных убийств.
*****
Завистливый мучит и терзает себя прежде того, кому завидует,
и никогда не оставляет своего греха, но всегда остается в
нем.
*****
За то, что вы убили Христа, за то, что подняли руки на
Владыку, за то, что пролили драгоценную кровь — вот за что
нет вам прощения, нет извинения…
*****
И смиренномудрие, и милостыня, и все подобно есть мудрость.
Следовательно противное этому будет глупость. А от глупости
происходит жестокость.
*****
Когда я бываю ненавидим, а сам не ненавижу, тогда другой
имеет меня врагом, а не я его.
*****
Милосердие и сострадание — вот чем мы можем уподобиться
Богу, а когда мы не имеем этого, то не имеем ничего.
*****
Немалая награда ожидает нас за почтение к родителям, нам
заповедано чтить их, как владык, угождать им и словом, и
делом, если это не будет во вред благочестию.
*****
Немалое дело для находящихся в счастье не гордиться своим
благоденствием, но уметь скромно пользоваться счастьем.
*****
Нет, истинно нет ни одного зла, которое останавливалось бы
на одном претерпевающем, а не обращалось и на причиняющего
зло.
*****
*****
Ничто так не помрачает чистоту души и ясность мыслей, как
гнев необузданный и выражающийся с великой силой.
*****
Хочешь стать далеко от пьянства? Избегай увеселений и
роскошных столов и с корнем вырви этот порок.
*****
Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного
расстройства. Если эту пристань ты будешь соблюдать
свободной от ветров и волнения, то найдешь в ней великое
спокойствие, возвратившись с торжища, а если будешь
возмущать и волновать ее, то уготовляешь сам себе опаснейшее
кораблекрушение.
*****
Ни богатство, ни бедность не есть сами по себе зло, но
бывают оба таковыми по изволению пользующихся ими.
Малодушному и богатство не может принести пользы,
великодушному и бедность никогда не повредит.
*****
Милостыня зависит не от количества имущества, но от степени
душевного расположения. Бог требует не изобилия приношения,
но богатства душевного расположения, которое выражается не
мерой подаваемого, но усердием подающих.
*****
Пьянство и объедение, обременяя ум и утучняя тело, делает
душу пленницей и стесняет ее со всех сторон и, не позволяя
ей пользоваться здравым суждением ума, заставляет ее
носиться по утесам и делать все ко вреду собственного своего
спасения.
*****
Человека, живущего добродетельно и скромно, все уважают и
почитают, хотя бы он был беднее всех, а порочного и
развратного все отвращаются и ненавидят, хотя бы он владел
великим богатством.
*****
Языку назначим некоторые правила и пределы, так чтобы
наперед взвешивать выражения и потом уже произносить слова,
а мысль приучим не вымышлять ничего вредного, а если
что-нибудь подобное привзойдет извне, отвергать это, как
излишнее и могущее повредить.
*****
Многие осуждают меня за то, что я нападаю на богачей, но
зачем они несправедливы к бедным? Я обвиняю не богача, а
хищника. Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю
тебя. И богачи и бедняки — равно мои дети.
*****
Мы ведем войну, но наша война не живых делает мертвыми, а
духовно мертвых, погрязших в ереси, делает живыми. Не
еретика преследую, а ересь, не грешника, а грех. Сколько бы
кто меня ни бранил, от чистого сердца говорю: «Мир, ибо
любовь Отца во мне. Тем более буду любить вас, чем менее
любим буду вами».
*****
Злоба сама себе вредит.
*****
Будем заботиться не о том, чтобы достигнуть могущества,
почестей и власти, но о том, чтобы отличиться добродетелью и
любомудрием. Ибо власть побуждает делать многое, Богу
неугодное, и надобно иметь душу самую мужественную, чтобы
пользоваться властью как следует.
*****
Вот доброе соревнование: подражать, а не враждовать, не
скорбеть о совершенствах другого, а сокрушаться о
собственных недостатках.
*****
Как для огня составляют пищу дрова и хворост, так для
порочных пожеланий — слова. Поэтому не должно непременно
высказывать все, что мы имеем в уме, но должно стараться
удалять и из самого ума порочные пожелания и всякую
постыдную мысль.
*****
Кто живет умеренно, тот не боится никакой перемены, а кто
роскошествует в этой невоздержной и рассеянной жизни, тот,
если ему придется по какому-нибудь несчастью или принуждению
подвергнуться бедности, скорее умрет, нежели вынесет такую
перемену, как не приготовленный и не привыкший к этому.
*****
Многие добрые дела кажутся нам такими трудными потому, что
обращая постоянно внимание на трудность и тяжесть их, мы не
представляем в уме уготованных за них наград. Не так должно
поступать, но принимать во внимание все вместе, с трудами и
награды, и тогда труды покажутся нам легкими, как и
действительно они легки.
*****
Научим свой язык носить узду и не произносить просто все,
что есть в душе, не порицать братьев, не угрызать и не
пожирать друг друга. Гораздо хуже кусающих тело те, которые
делают это словами. Первые кусают зубами тело, а последний
угрызает словами душу, наносит рану неисцельную.
*****
Не будем никогда падать духом, представляя, сколько пользы
от терпения, равно не будем питать ненависти и к тем,
которые подвергают нас искушениям, потому что хотя они
делают это, имея собственную цель, но общий Владыка
попускает это, желая, чтобы мы и через это приобретали
духовные блага и получили награду за
терпение.
*****
Не говори мне, что такой-то беглец, разбойник, вор и
исполнен бесчисленных зол, или что он нищ, и отвержен, и
малоценен, и недостоин никакого слова, но ты подумай, что и
за него умер Христос, и это для тебя будет достаточным
основанием всячески позаботиться о нем.
*****
Не испытавший в себе вражды, не испытывает и печали, но
наслаждается радостью и другими бесчисленными благами.
Ненавидя других, мы сами себя наказываем, равно как, любя
других, благодетельствуем себе.
*****
Немаловажное дело — брак благоустроенный; равно как для тех,
которые живут в нем ненадлежащим образом, он бывает причиной
множества несчастий. Брак есть как пристань, так и
кораблекрушение не по своему свойству, но по расположению
худо живущих в нем.
*****
Никто из иудеев не покланяется Богу. Они не знают Отца,
распяли Сына, отвергли помощь Духа; можно смело сказать, что
синагога есть жилище демонов. Там не покланяются Богу, там
место идолослужения.
*****
*****
Поскольку существенное свойство души — непрестанно быть в
действии, то если ты прекратишь ее деятельность в добром,
она, как не могущая оставаться в бездействии, по
необходимости устремляется к другому роду действий.
*****
Приучимся употреблять пищи столько, сколько необходимо
только для поддержания жизни, а не для пресыщения и
отягощения. Ибо мы не для того родились и живем, чтобы есть
и пить, но для того едим, чтобы жить.
*****
Пусть для жены не будет ничего драгоценнее ее мужа, а для
мужа ничего вожделеннее его жены. В том состоит крепость
жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем. Этим
поддерживается все в мире.
*****
Слез достойны не те, которые терпят обиду, но те, которые
причиняют ее. Лихоимец, клеветник и всякий, делающий
какое-либо другое зло, вредят гораздо больше самим себе, а
нам приносят величайшую пользу, если мы не отмщаем за себя.
*****
Что такое кротость и малодушие? Когда мы, видя других
оскорбленными, не защищаем их, а молчим, это — малодушие;
когда же сами, получая оскорбления, терпим, это — кротость.
*****
Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках,
учителях, руководителях, надсмотрщиках, воспитателях. Что
конь необузданный, что зверь неукротимый, то же самое и
юность. Поэтому если вначале и с первого возраста поставим
для нее надлежащие пределы, то впоследствии не будем иметь
нужды в великих усилиях. Напротив, потом привычка обратится
для них в закон.
*****