Поль-Анри Тири Гольбах
Цитаты Высказывания

Поль-Анри Тири Гольбах, барон д’Ольбах
Поль-Анри Тири Гольбах, барон д’Ольбах — (фр. Paul-Henri Thiry, baron d’Holbach; 8 декабря 1723, Эдесхайм — 21 января 1789, Париж); французский философ, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук.
Человек есть продукт природы.
Случай — это лишенное смысла слово.
Истина являет себя лишь здоровому духу в здоровом теле.
Правосудие есть основание всех общественных добродетелей.
Истиная религия всегда та, на чьей стороне государь и палач.
Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха.
Страх всегда был и будет самым верным средством обмана и порабощения людей.
Невежество — первая предпосылка веры, и поэтому церковь так высоко ее ценит.
Гений — это зрение, схватывающее одним взглядом все пункты обширного горизонта.
Пытаться излечить людей от пороков, не искоренив в них предрассудков, бесполезно.
Духовенство было бы весьма недовольно, если бы его духовный мир оплачивался духовно.
Религия по существу своему враг человеческих радостей и человеческого благоденствия.
Счастье человека всегда заключается в соответствии его желаний окружающей обстановке.
Человек суеверен только потому, что пуглив; он пуглив только потому, что невежествен.
Привычка постоянно видеть зло притупляет омерзение, которое обычно при этом испытывается.
Монахини — святые девы, предназначенные для гаремов, которые Иисус Христос держит здесь, на земле.
Всякая религия по сущности своей нетерпима как в силу своих принципов, так и в силу своих интересов.
Незнание естественных причин заставило человека создать богов; обман превратил их во что-то грозное.
Все религии, какие мы только видим на земле, дают нам лишь клубок вымыслов и бредней, возмущающих ум.
Добродетель несовместима с невежеством, суеверием, рабством; рабов можно удержать лишь страхом наказания.
Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.
Человек — это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное существо, стремящееся к самосохранению и счастью.
Религия есть не что иное, как искусство заманивать ограниченный ум человека предметом, которого он не в состоянии понять.
Поклоняться богу — значит поклоняться вымыслу, созданному человеческим воображением, или попросту поклоняться тому, чего нет.
Догмы всякой религии оказываются нелепостью с точки зрения другой религии, проповедующей иные, столь же бессмысленные доктрины.
Ожидание будущего блаженства и страх будущих мучений лишь помешают людям думать о том, чтобы стать счастливыми здесь, на земле.
Религия — это искусство одурманивать людей с целью отвлечь их от мысли того зла, которое причиняют им в этом мире власть имущие.
Суеверие — явление преходящее; никакая сила не может быть долговечной, если она не основывается на истине, разуме и справедливости.
Уживчивость, терпимость, человечность — эти основные добродетели всякой моральной модели совершенно несовместимы с религиозными предрассудками.
Глубочайшее невежество, безграничное легковерие, полнейшее недомыслие и пылкое воображение — вот что создает набожных людей, фанатиков и святых.
Делать счастливыми других — вот самый верный способ стать счастливым в это мире; быть добродетельным — значит заботиться о счастье себе подобных.
Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.
Основой дружеской привязанности являются те выгоды, которые друзья рассчитывают получить друг от друга. Лишите их этих выгод — и дружба перестанет существовать.
Незнание природы является корнем тех неизвестных сил, перед которыми так долго трепетал человеческий род, и тех суеверных вероучений, которые были источниками всех его бедствий.
От суеверия следовало бы лечить, как от запоя: суеверие — хроническое заболевание, поддающееся излечению. Правда, никогда нельзя быть уверенным, что эта болезнь не даст рецидива.
Что такое святой с точки зрения всех религий? Это человек, который молится, постится, занимается самоистязанием, бежит от мира, которому, как сове, хорошо только в полном одиночестве.
Авторитет церкви заключается в способности служителей Бога с помощью тюрем, солдат и костров убеждать в правильности своих постановлений, в подлинности своих прав, в мудрости своих мнений.
Глаза — совершенно бесполезные хорошему христианину органы, так как он должен закрыть глаза, чтобы не сбиться с пути спасения... Уши — необходимые для христианина органы, так как через них входит вера.
Стоит только непредубежденными глазами взглянуть на вещи, чтобы убедиться, что священники — чрезвычайно опасные люди. Они ставят себе целью господствовать над умами, чтобы иметь возможность грабить кошельки.
Священники скоро заметили, что, работая на богов, они работали на себя, что они могут невозбранно приложить руки к дарам, обетам и жертвам, приносимым существам, которые никогда не предъявляли требований на все эти вещи.
Говорить, что религия недоступна разуму, — значит допускать, что она не создана для разумных существ; значит согласиться с тем, что сами доктора богословия ничего не смыслят в тайнах, которые они каждодневно проповедуют.
Религия представляет собой узду для людей, неуравновешенных по характеру или пришибленных обстоятельствами жизни. Страх перед богом удерживает от греха только тех, кто не способен сильно желать или уже не в состоянии грешить.
Религия утешает лишь тех, кто не способен охватить ее в целом; туманные обещания наград могут соблазнить только тех людей, которые не в состоянии задуматься над отвратительным, лживым и жестоким характером, приписываемым религией Богу.
Дьявол. не менее необходим духовенству, чем Бог; уж слишком много выгод извлекают священники из борьбы между богом и дьяволом, чтобы согласиться на примирение этих двух врагов, на единоборстве которых зиждятся их существование и их доходы.
Всякий, кто серьезно задумается над религией и ее сверхъестественной моралью, кто трезво взвесит все ее преимущества и недостатки, сможет убедиться, что религия и ее мораль вредны человечеству и, во всяком случае, противоречат природе человека.
Возмездие в жизни загробной — не что иное, как призрак, выдуманный для помрачения человеческого разума, изобретенный для того, чтобы обмануть и сбить с толку людей, чтобы навсегда лишить их спокойствия и превратить в послушных рабов духовенства.
Бог, оказавшийся настолько вероломным и коварным, чтобы создать первого человека и затем подвергнуть его искушению и греху, не может считаться существом совершенным и должен быть назван чудовищем безрассудства, несправедливости, коварства и жестокости.
Приверженность любой системе воззрений — не что иное, как результат привычки; уму так же трудно отказаться от привычного образа мышления и усвоить новые представления, как телу — действовать и жить, не пользуясь свойственными ему способностями и органами.
Чтобы счастье наше было полным, мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей; последние же согласятся любить и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать для их благополучия; эту необходимую связь называют нравственным долгом, нравственной обязанностью.
Отрекитесь навсегда от суеверия, могущего принести лишь несчастье; пусть вашей единственной религией будет естественная мораль; пусть вашей неизменной целью будет счастье, а вашим руководителем — разум, и да поможет вам добродетель достичь этой высокой цели; пусть эта добродетель будет вашим единственным богом. Любить добродетель и жить в добродетели — вот единственный способ поклоняться Богу. Если действительно есть Бог, заботящийся о своих творениях, Бог справедливый, добрый и мудрый, он не прогневается на вас за обращение к разуму.
Человек всегда будет искать наслаждений, потому что ему свойственно любить всё, что скрашивает и делает приятным существование; никогда не удастся заставить человека любить неудобства и несчастья. Христианская мораль, словно нарочно придуманная для того, чтобы сковать человеческую природу и поработить ее выдуманным призракам, не имела поэтому никакого влияния на большинство людей. Она послужила лишь тому, чтобы измучить, истерзать некоторые слабые и легковерные души, и не смогла удержать ни одного человека, увлеченного сильной страстью или укоренившейся привычкой.
Мораль есть единственный культ, единственная естественная религия человека на земле, единственное, что должно занимать его в этом мире. Только выполняя требования этой морали, мы можем считать себя выполняющими божественную волю. Если действительно Бог сделал человека тем, что он есть, то, стало быть, Бог наделил его и чувством самосохранения, и стремлением к счастью. Если это Бог сотворил нас разумными, значит, он пожелал, чтобы мы считались с его разумом, разбираясь, где добро и зло, полезное и вредное. Если он сделал нас существами общественными, значит, он хотел, чтобы мы жили в обществе и стремились к его сохранению и благополучию.

Сегодня



Новое на сайте

Лучшие Афоризмы