Клод Адриан Гельвеций
Цитаты Высказывания


Клод Адриан Гельвеций

Клод Адриан Гельвеций (фр. Claude Adrien Helvétius; 31 января 1715, Париж, Франция — 26 декабря 1771, Париж, Франция) — французский литератор и философ-материалист утилитарного направления.

🖋
Без идей нет ума.
🖋
Разум и любовь смягчают нравы.
🖋
С первыми морщинами прощай, любовь.
🖋
Задача искусства — волновать сердца.
🖋
Гений есть лишь непрерывное внимание.
🖋
Наука о человеке — это наука мудрецов.
🖋
Ты хочешь нравиться людям? Цени их ум.
🖋
Удовольствие должно быть наградой за труд.
🖋
Скупец живет бедным, чтобы умереть богатым.
🖋
Желание знать — одна из причин заблуждения.
🖋
Время — это последовательность форм и идей.
🖋
Богатства — рабы мудреца, властелины глупца.
🖋
Разум часто озаряет лишь потерпевших неудачу.
🖋
При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.
🖋
Щедрость определяется причиной ее проявления.
🖋
Полное невежество приводит к полному тупоумию.
🖋
Скажи мне, с кем ты близок, и я скажу, кто ты.
🖋
Самые великие умы делают самые большие ошибки.
🖋
Только рука друга может вырвать шипы из сердца.
🖋
Суеверие чаще всего живет в сердцах несчастных.
🖋
Наслаждение — это единственное применение жизни.
🖋
Страсти — это облака, затемняющие солнце разума.
🖋
Великие люди — это оглавление книги человечества.
🖋
Любовь у человека — мощный источник деятельности.
🖋
У добродетели много праведников и мало мучеников.
🖋
Люди всегда против разума, когда разум против них.
🖋
Похищенный поцелуй лучше завоеванного королевства.
🖋
Стыдливость для красоты — добродетель для счастья.
🖋
Бывают люди, которых нужно ошеломить, чтобы убедить.
🖋
Вера в предрассудки сходит у людей за здравый смысл.

Продолжить чтение

🖋
Желания — это цветы любви, а наслаждения — ее плоды.
🖋
Обширность ума измеряется числом идей и сочетаний их.
🖋
На земле нет ничего более достойного уважения, чем ум.
🖋
Человек больше боится страданий, чем любит удовольствия.
🖋
Мудрость главенствует в советах, а судьба — в событиях.
🖋
Ум подготовляет счастье, которое добродетель завершает.
🖋
Заблуждение всегда противоречит себе, истина — никогда.
🖋
История — это роман событий, роман — это история чувств.
🖋
Очень трудно хвалить того, кто столь заслуживает похвалы.
🖋
Любовь к славе есть лишь желание нравиться себе подобным.
🖋
Ум подобен здоровью: тот, кто им обладает, его не замечает.
🖋
Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным.
🖋
Добродетель слишком презирает богатства, чтобы ими владеть.
🖋
Обычно человек — враг размышления, которое всегда утомляет.
🖋
Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.
🖋
Мнимые ученые вызывают презрение мудрецов и удивление глупцов.
🖋
Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели.
🖋
Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность.
🖋
Когда глупец занимает должность, с ним обращаются, как с гением.
🖋
Умеренная мудрость не ходит ни в лохмотьях, ни в золотых нарядах.
🖋
Скука — это наказание, фасад которого покрыт драгоценными камнями.
🖋
Покровители невежества суть самые ожесточенные враги человечества.
🖋
Одинаковое счастье быть победителем или побежденным в битвах любви.
🖋
Лесть. Она возводит в добродетель все недостатки великих мира сего.
🖋
Бесприютная бедность презирается больше, чем преступления богатства.
🖋
Есть люди, которых страх сам приводит туда, куда их следует привести.
🖋
Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.
🖋
Мы сочувствуем всегда другому в бедствиях, от которых избавлены сами.
🖋
Свобода человека состоит в свободном пользовании своими способностями.
🖋
Страстям науки и искусства обязаны открытиями, а душа — благородством.
🖋
Любовь к истине — это наиболее благоприятное условие для нахождения ее.
🖋
Чувство чести гаснет в народе, в котором загорается любовь к богатству.
🖋
Храбрость пожинает лишь те лавры, которые произрастают посреди бедствий.
🖋
Соревнование производит гениев, а желание прославиться порождает таланты.
🖋
Человек, у которого много страстей одновременно, не имеет ни одной из них.
🖋
Справедливость — это соответствие действий частных лиц общественному благу.
🖋
Ум, если так можно выразиться, начинается там, где кончается здравый смысл.
🖋
Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что должны делать.
🖋
Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество.
🖋
Страх перед возможностью ошибки не должен нас удерживать от поисков истины.
🖋
Как только человек заглушает свою страсть, он перестает наслаждаться покоем.
🖋
Страсти — как ядовитые травы. Только дозы делают их ядами или противоядиями.
🖋
Верный способ судить о характере и уме человека — по выбору им книг и друзей.
🖋
Всякий религиозный догмат — это зародыш преступлений и раздоров между людьми.
🖋
Только тот может считать себя свободным от зависти, кто никогда не изучал себя.
🖋
Большие заслуги и большой ум — опасное оружие. Лучше быть изворотливым и низким.
🖋
Чтобы быть совершенно лишенным смелости, нужно быть совершенно лишенным желаний.
🖋
Глубокие идеи похожи на чистые воды, прозрачность которых затемнена их глубиной.
🖋
Нет ничего более опасного, чем страсти, которыми разум управляет в запальчивости.
🖋
Великие умы доходят равным образом и до великих пороков, и до великих добродетелей.
🖋
Человечность — это осмысленное чувство; только воспитание его развивает и укрепляет.
🖋
предполагает, что в дружбе есть много лицемеров и много людей, не знающих себя самих.
🖋
Глаза любовника преувеличивают красоту его возлюбленной и преуменьшают ее недостатки.
🖋
Два способа самовосхваления: один — говорить хорошо о себе, второй — поносить других.
🖋
Тот, кто постоянно сдерживает себя, всегда несчастен из страха быть несчастным иногда.
🖋
Лживые люди меньше всего знают людей: они слишком заняты тем, чтобы скрывать свою суть.
🖋
Люди настолько глупы, что повторяющееся насилие в конце концов представляется им правом.
🖋
Все ограниченные люди стремятся постоянно опозорить людей основательного и широкого ума.
🖋
Люди обычно считают, что лучше заблуждаться в толпе, чем в одиночку следовать за истиной.
🖋
Любовник. Он ненасытен в созерцании своего кумира и в прикосновении к прелестям его тела.
🖋
Самолюбие может стать пороком или добродетелью в зависимости от вкусов и страстей человека.
🖋
Дисциплина — искусство внушать солдатам больше страха перед их офицерами, чем перед врагом.
🖋
Часто жертвуют величайшими радостями жизни, чтобы гордиться тем, что они принесены в жертву.
🖋
Глупость всегда хочет говорить, но никогда не имеет что сказать, вот почему она многословна.
🖋
Упрямство отличается от стойкости. Упрямец упорно защищает ложь, а стойкий человек — истину.
🖋
Чтобы удивиться, достаточно одной минуты; чтобы сделать удивительную вещь, нужны многие годы.
🖋
Искусство политики — это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным.
🖋
Свобода — это разрешение делать всё то, что можно сделать, сообразуясь с человеческими силами.
🖋
Пороки великих мира сего — это плодовитые зародыши, которые порождают (новые) пороки у других.
🖋
В любой отрасли знания появление превосходной книги предполагает наличие множества плохих книг.
🖋
Религиозные фанатики могут прослыть мудрецами единственно потому, что они безумны общим безумием.
🖋
Все без исключения религии проникнуты фанатизмом и удовлетворяют его потоками человеческой крови.
🖋
Основа нравов людей заключается отнюдь не в их умозрительных принципах, а в их вкусах и чувствах.
🖋
Степень ума, нужная, чтобы нам понравиться, служит довольно точною мерою нашего собственного ума.
🖋
Только по поступкам мы судим о внутренних движениях, о мыслях, о действиях, о других чувствованиях.
🖋
Лишь в восторгах любви ощущают счастье существования и, прижимая губы к губам, обмениваются душами.
🖋
Нет такого ложного суждения, которое не было бы следствием или наших страстей, или нашего невежества.
🖋
В юности у человека зарождаются возвышенные мысли, которые должны впоследствии сделать его знаменитым.
🖋
Страсти — это пресмыкающиеся, когда они входят в сердце, и буйные драконы, когда они уже вошли в него.
🖋
Многие могущественные и часто даже злонамеренные люди охотно изгнали бы совершенно истину из Вселенной.
🖋
Одни и те же добродетели оцениваются в разные времена по-разному, в зависимости от их полезности эпохе.
🖋
Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения.
🖋
Страх есть причина заблуждений. Лень — источник заблуждения. Желание знать — одна из причин заблуждения.
🖋
Никто не бывает так обманут, как тот, кто прилагает столь много усилий, чтобы не быть обманутым никогда.
🖋
Великий ум острее чувствует красоту, чем недостатки. Лишь мелкие умы боятся смелости в произведениях ума.
🖋
Уважать — значит ценить чье-либо могущество. Вот почему не очень-то уважают тех, которые ничего не могут.
🖋
Отождествлять Бога и нравственность — значит впадать в идолопоклонство, значит обожествлять творения людей.
🖋
Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия.
🖋
Добродетель — это только мудрость, которая заставляет согласовывать страсть с разумом и наслаждение с долгом.
🖋
Умножить состояние — это не то же самое, что добиться счастья, однако одно может увеличиться вместе с другим.
🖋
Эпикур говорил: если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить свое имущество, а только уменьши свою жадность.
🖋
Справедливость наших суждений и наших поступков — не более как удачное совпадение нашего интереса с общественным.
🖋
Нельзя считать друзьями людей, обладающих предрассудками. Их дружба всегда зависит от предрассудков других людей.
🖋
Из всех страстей зависть — самая отвратительная. Под знаменем зависти шествует ненависть, предательство и интриги.
🖋
Если разум не сдерживает страстей, то, по крайней мере, он умеряет их ход и препятствует их опустошительным набегам.
🖋
Ум подобен пище, которая портится (от долгого хранения) в сосуде. Только употребление делает ее ядом или усладой...
🖋
Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество.
🖋
Если добродетель не становится страстью, мы ее не соблюдаем. Мы всегда лишь пытаемся ее соблюдать, поддаваясь порыву.
🖋
Интриги и маневры, которые необходимо осуществлять для того, чтобы добиться хорошей репутации, мешают нам ее заслужить.
🖋
Нам незнаком язык страстей, не испытанных нами... Люди становятся тупыми, когда они перестают быть охваченными страстью.
🖋
Некрасивые люди обычно имеют больше ума, потому что у них меньше возможностей для удовольствия и больше времени для учения.
🖋
Лишь краткость человеческой жизни принуждает выдающиеся умы ограничивать себя, замыкаться в какой-либо одной отрасли знания.
🖋
Самым мужественным государством бывает то, в котором лучше всего награждается доблесть и сильнее всего наказывается трусость.
🖋
Те, кто привык спорить в общественных местах, должны скорее обладать искусством выражать мысли, чем способом находить истину.
🖋
Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом.
🖋
Любовь к славе часто подогревает добродетель, заставляет не бояться королей, казней, смеяться над сладострастием и богатством.
🖋
Лишь немногие в мыслях своих возвышаются над обыденным, но еще меньше таких, которые осмеливались бы поступать так, как думают.
🖋
Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верь только общественному интересу. Личный интерес часто вводит в заблуждение.
🖋
Опыт показывает, что человек считает заблуждающимся всякого человека и плохой — всякую книгу, которые расходятся с его взглядами.
🖋
Книга, достоинство которой заключается в тонкости наблюдений над природой человека и вещей, никогда не может перестать нравиться.
🖋
Любовь становится моральным грехом, когда она делается главным занятием. Она расслабляет тогда ум и заставляет деградировать душу.
🖋
Страсти не только позволяют видеть данный предмет со всех сторон; они еще и обманывают нас, показывая нам предмет там, где его нет.
🖋
Всё искусство воспитания состоит в том, чтобы ставить молодых людей в условия, способные развивать в них зачатки ума и добродетели.
🖋
Об обширности ума следует судить лишь по изобретательности и количеству мыслей, которые два человека извлекают из одной и той же вещи.
🖋
Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
🖋
Люди, которых называют слабыми, являются лишь равнодушными, ибо у каждого найдется сила, когда окажется затронутым предмет его страстей.
🖋
Следует свой ум углублять, а не расширять и, подобно фокусу зажигательного стекла, собрать все тепло и все лучи своего ума в одной точке.
🖋
Гуманизм в человеке есть результат воспоминания о страданиях, которые ему знакомы либо по собственному опыту, либо по опыту других людей.
🖋
Желание есть движущая сила души; душа, лишенная желаний, застаивается. Нужно желать, чтобы действовать, и действовать, чтобы быть счастливым.
🖋
Скупые люди сходны с ипохондриками, которые живут в постоянном страхе, повсюду видят опасности и боятся разбиться от прикосновения к чему-либо.
🖋
Часто именно смелости мы бываем, обязаны открытием величайших истин, и страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины.
🖋
Добродетель не вверяет свое счастье суетному мнению толпы. Поднявшись на трон, которого не могут достигнуть стрелы зависти, добродетель счастлива.
🖋
Тот, кто удовлетворяет свои страсти, вскармливает зародыш своих несчастий и заставляет течь в своих венах ту огненную жидкость, которая их сжигает.
🖋
Счастье или несчастье народа зависит, по-видимому, исключительно от соответствия или несоответствия интересов частных лиц с интересами общественными.
🖋
Нередко человек бывает слишком благоразумным, чтобы быть великим. Надо немного фанатизма, чтобы добиться славы и в литературе, и в государственных делах.
🖋
Люди так часто не замечают своих заблуждений, потому что они невежественны, и вообще самая неизлечимая их глупость состоит в том, что они считают себя умными.
🖋
Действительно смешно, когда в стране вводят такое множество законов, что граждане не в состоянии их знать. Есть ли большее доказательство глупости законодателей?
🖋
Различие между умом и здравым смыслом заключается в различии причин, их порождающих. Первый является следствием сильных страстей, второй — следствием отсутствия их.
🖋
Всякий повторяет за Аристотелем, что друзей вообще нет, и каждый, в частности, уверяет, что он хороший друг. Возможность выдвигать столь противоположные утверждения
🖋
Искусство законодателя состоит в том, чтобы выгода, извлекаемая злодеем из его преступления, была совершенно несоизмерима тому страданию, которое ему за это угрожает.
🖋
Желания из-за невозможности их удовлетворить обращаются во зло. Их жала, непрерывно уязвляющие нас, не дают нам времени ощутить счастье даже от того, что в нашей власти.
🖋
Ясно видеть равнодушие к нам почти всех людей огорчительно для нашего тщеславия; но надо брать людей такими, как они есть... Чтобы любить людей, надо от них мало ожидать.
🖋
Ни при каких обстоятельствах, ни в одну пору своей жизни человек, чтобы быть мудрым и счастливым, не должен создавать себе иных божеств, кроме своей головы и своего сердца.
🖋
Формы правления созданы не для добродетельных людей: они в них не нуждаются... Что касается большинства людей, было бы хорошо их просветить, но достаточно заставить их бояться.
🖋
Чтобы быть честным, надо присоединить к благородству души просвещенный ум. Тот, в ком соединены эти различные дары природы, всегда руководствуется компасом общественной пользы.
🖋
Счастлив тот, кто, надушенный маслами, держит в своих объятиях возлюбленную, кто созерцает ее, слушая ее вздохи, когда наслаждение с силой входит в душу через все двери чувств.
🖋
Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредоточивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне.
🖋
Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других.
🖋
Из всех способов сделать человека гуманным и сострадательным самый верный состоит в том, чтобы приучить его с раннего возраста отождествлять себя с несчастными и видеть себя в них.
🖋
Двумя обычными причинами несчастия людей являются, с одной стороны, незнание того, как мало им нужно, чтобы быть счастливыми, а с другой — мнимые потребности и безграничные желания.
🖋
Счастье заключается не столько в обладании, сколько и процессе овладения предметом наших желаний. Для того чтобы мы были счастливы, нашему счастью должно всегда чего-нибудь не хватать.
🖋
Счастье не является уделом высокого положения, оно зависит исключительно от счастливой гармонии между нашим характером и тем положением и обстоятельствами, в которые поставила нас судьба.
🖋
Большинство авторов ведут себя в своих сочинениях так, как светские люди за беседой: занятые только тем, чтобы нравиться, они мало заботятся о том, как достигнуть этого — ложью или истиной.
🖋
Любовь в соответствии с различными характерами по-разному пылает. У льва жгучее и кровожадное пламя выражается в рычании, у высокомерных душ — в пренебрежении, у нежных душ — в слезах и унынии.
🖋
Люди, которые ценят себя по той причине, что имеют бесконечное множество полузнаний, ошибаются, и ум их не всегда обширен, ибо нужно иметь ум крайне обширный, чтобы до конца овладеть одним искусством.
🖋
Чему учит нас история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше.
🖋
Если физическая вселенная подчинена законам движения, то и нравственная вселенная подчинена законам интересов. Интерес есть могущественный чародей, изменяющий в глазах всех созданий форму всех предметов.
🖋
Господствующая страсть — это судья, наделенный властью совершать правосудие. Она уверенно проникает в ум, располагает в нем свои предрассудки и хочет, чтобы ее считали единственной собственницей этого места.
🖋
Если рассматривать дружбу как взаимную потребность... трудно допустить, чтобы долго сохранялась та же потребность и, следовательно, та же дружба между людьми. Поэтому продолжительная дружба — весьма редкое явление.
🖋
Человек, не знакомый с искусством верховой езды, не возьмется давать советы, как объезжать лошадей. Но в морали мы бываем менее скромны. Здесь мы всегда считаем себя знающими и способными подавать советы всем людям.
🖋
Какой результат имели до сих пор самые прекрасные предписания этики? Они исправили несколько отдельных лиц от недостатков, в которых они, может быть, себя упрекали, но в нравах наций они не произвели никакого изменения.
🖋
Человеческое тщеславие не любит отказываться от своего мнения; этому противится еще и леность: чтобы отказаться от своего мнения, нужно было бы поразмыслить, а обычно человек — враг размышления, которое всегда утомляет.
🖋
Из дружбы, как из любви, часто делают роман; люди всюду ищут героя ее, каждую минуту думают, что нашли его, хватаются за первого попавшегося и любят его до тех пор, пока его не знают и хотят узнать. А когда любопытство удовлетворено, он перестает интересовать: мы не нашли героя своего романа. Таким образом люди становятся способными к преувеличенному восхищению, но неспособными к дружбе.
🖋
Бывают глупцы, которые говорят банальности с важной миной и слывут умными людьми, между тем как бывают умные люди, которые говорят тонко и обдуманно, не делая при этом важной мины, и слывут людьми глупыми или посредственными.
🖋
Сущность любви заключается в том, чтобы никогда не быть счастливым. Ревность, тревога, потеря имущества; много сказано о хорошей и плохой стороне этой страсти. Чтобы быть счастливым, нужно знать любовь не страстную, а сладострастную.
🖋
Гений похож на те обширные земли, где встречаются места мало ухоженные и плохо обработанные: на столь большом пространстве нельзя всё тщательно обработать. Только люди небольшого ума присматривают за всем: маленький садик легче держать в порядке.
🖋
Любовь — это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли самые совершенные души и самое прекрасное воображение. Пылкие наслаждения усыпляются браком, дар небес утрачивается под влиянием грубого и безвкусного разврата, а выгода превращает его в товар.
🖋
Чтобы дать равенству прочное основание, нужно сделать таким основанием свободу. Следует устанавливать не строгое равенство, а бороться с преходящим чрезмерным неравенством, ибо нужно, чтобы каждый человек имел право пользоваться всеми своими талантами.
🖋
Великие люди — это те, кто изобретает и делает то, что кажется другим невозможным. Но для этого нужно, чтобы счастливый случай ставил людей на такое место, где они могли бы осуществить то, что ими задумано; в противном случае их обычно считают мечтателями.
🖋
Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличиваются сила и деятельность всемирного ума.
🖋
Не то, когда возраст охлаждает страсти. Тогда мы начинаем видеть вдали разрушение, приносимое смертью. Смертные тени, примешиваясь к сиянию славы, омрачают ее блеск. Мир меняется перед нашим взором, он не интересует нас больше; в нем не происходит ничего значительного.
🖋
Монархическое государство — это не родина честолюбивых и талантливых, это родина заурядных людей, которые здесь наиболее счастливы. Большим вельможам там ничего не остается делать, как быть глупыми и невежественными. С душой возвышенной и просвещенной они были бы честолюбивы и весьма опасны.
🖋
Я предпочитаю иметь в моей власти тело моей пастушки, чем мировую империю. Ласки судьбы не стоят ласк моей любимой. Похищенный поцелуй лучше завоеванного королевства. Завоеватели основывают свое счастье на несчастье всего мира, а мое счастье основано только на блаженстве и наслаждениях моей пастушки.
🖋
На заре жизни мы способны на самую сильную любовь к славе. В эту пору мы ощущаем в себе пламенные зародыши добродетелей и талантов. Сила и здоровье, текущие по нашим жилам, сообщают нам чувство бессмертия; нам кажется, что годы протекают с медлительностью веков; мы знаем, что мы смертны, но не ощущаем этого и поэтому тем горячее стремимся заслужить уважение потомства.
🖋
Что такое хорошая форма правления? Это такая форма правления, при которой законы имеют целью обеспечение благоденствия и достаточно справедливы, чтобы каждый считал выгодным для себя их соблюдение. Для этого имеются только два средства: первое — просветить людей до такой степени, чтобы они ясно видели, что их интерес заключается в повиновении законам; второе — вызвать страх у тех, кто попытался бы их нарушить.
🖋
Мы бываем тщеславными, заносчивыми и, следовательно, несправедливыми всегда, когда представляется возможным делать это безнаказанно. Поэтому каждый человек воображает, что нет части света, в этой части света — государства, в этом государстве — провинции, в этой провинции — города, в этом городе — общества, равного его обществу, и что в этом своем обществе он — наилучший человек, а в конце концов он поймает себя на признании, что он первый человек в мире.
🖋
В Вавилоне все женщины должны были для искупления своих грехов раз в жизни заняться проституцией. Для того они, расположившись лагерем у храма Венеры, обязаны были удовлетворить желание первого попавшегося чужестранца, пожелавшего очистить их душу при помощи телесных наслаждений. Легко предвидеть, что красивые и миловидные быстро кончали свой искус, но некрасивым приходилось иногда долго ждать сострадательного чужеземца, через которого они могли бы получить отпущение.
🖋
Иллюзия — непременное следствие страстей, глубина которых измеряется степенью ослепления, в которое они нас погружают. Это прекрасно почувствовала одна женщина: застигнутая своим возлюбленным в объятиях его соперника, она смело отрицала факт, свидетелем которого он был. «Как, — сказал он ей, — ваше бесстыдство заходит так далеко?..». «О, коварный, — воскликнула она, — ты разлюбил меня: ты веришь больше своим глазам, чем моим словам!» Эти слова можно применить не к одной лишь любовной страсти, но и ко всем страстям. Все они разят нас полным ослеплением.
🖋
В наше время дружба не требует почти никаких качеств. Множество людей изображают из себя истинных друзей для того только, чтобы играть некоторую роль в свете. Одни становятся надоедливыми ходатаями чужих дел только для того, чтобы заставить платить за них тех, кого они обязывают, скукой или потерей свободы; наконец, некоторые почитают себя весьма достойными дружбы, потому что они будут верными хранителями доверенного им и обладают добродетелью несгораемого шкафа. Поэтому, по пословице, следует считать многих друзьями, а доверять немногим. Всякий повторяет за Аристотелем, что друзей вообще нет, и каждый, в частности, уверяет, что он хороший друг. Возможность выдвигать столь противоположные утверждения предполагает, что в дружбе есть много лицемеров и много людей, не знающих себя самих.

🖋      Случайный Автор 🖋

Сегодня

Новое на сайте

Лучшие Афоризмы