Иоанн Дамаскин — (лат. Iohannes Damascenus — Иоанн из Дамаска, ок. 675, Дамаск, Арабский халифат — ок. 753 (780), Лавра Саввы Освященного); урождённый Мансур ибн Серджун Ат-Таглиби — христианский святой, почитаемый в лике преподобных, один из Отцов Церкви, богослов, философ и гимнограф.
Алчная душа всем злым делам начало.
Бессильными врагов своих всегда называют глупые.
Благоразумного и красноречивого мужа до беседы с ним не всегда и заметишь; как и огонь, скрытый в терне, лишь когда выйдет наружу, производит на воздухе пламя.
Больному не следует скрывать свою болезнь от врача, а бедняку прикрывать нищету свою перед друзьями.
Буря не повреждает маленькие деревья, а высокие, сломав, вырывает с корнем.
Всегда ненавидят безумные мудрых, неучи ученых, скверные нескверных, а испорченные хороших.
Всякий, кто строит козни против ближнего своего, упадет в ров, который вырыл.
Даже когда враг бессилен, мудрый царский первосоветник не позволяет царю идти на бой, если можно миром уладить?
Дерево, даже и подрубленное топором, снова срастается, и рана от стрелы излечивается и зарастает. Но стрела словесная неисцелима, ведь она попадает в самое сердце.
Доказательство истинной любви состоит в том, чтобы любить любимых и враждовать с врагами.
Должно хранить тайны своих друзей. Не хранящий тайну бесчестит свою совесть и посрамляет доверие к себе.
Дурной и коварный человек превратит любовь во вражду и смуту, если пристроится к друзьям.
Если мудрый человек оказывается в несчастье, он покоряется даже ничтожным, пока не достигнет желаемого.
Затевающие войну сами попадают в свои сети.
Из мудрых никто не осмелится на следующие три вещи: к царям приближаться, пить яд для пробы, вверять тайну женщине.
Изобретательностью и умом побеждать лучше, чем сопротивлением.
Кормить врагов весьма похвально.
Кто довольствуется малым, живёт беззаботной жизнью.
Кто не довольствуестя малым, а устремляет свои взоры на многое и дальнее, не задумываясь о причинах и следствиях, добьется того же, что мухи: им ведь недостаточно, чтобы летать на цветы и деревья, вот и оказываются они задавлены, влетев порою в слоновые уши.
Кто останется невредим, служа царям и приближаясь к ним? Властители похожи на скверную блудницу, которая сходится со многими мужчинами.
Кто стремится к добру, должен быть готов терпеть зло.
Лучше по огню и по змеям ходить, чем жить со злыми советчиками.
Мудрый знает, как поступать и там, где не имеет опыта; глупый ошибается и в том, чему учился.
Мудрый от разума бодр, а безумный от неумия пьян.
Не вверяй своей тайны тому, кто угощает тебя, прежде чем не узнаешь его верности и дружбы.
Не заботься о богатстве, человек многоумный почтен и без богатства.
Не обличай безумного, чтобы не возненавидел он тебя.
Нет большего удовольствия в мире, чем дружеская беседа.
Нет ничего сильнее хорошего совета и ничего вреднее скверного дела.
Нужно, чтобы владыки не презирали малых, которые под ними: ведь малые уже и не малые, когда полезны великим.
Одухотворенный и щедрый муж хоть и не долго проживет, но к долгожителям причисляется, а тот, кто житейской суетою и убогостью существует, кто не способен ни себе, ни другим пользы принести, тот кратковечен и несчастен будет, даже если и до глубокой старости доживет.
Поистине нет в жизни ничего лучше, чем помощь друга и взаимная радость.
Пока нет войны, усмирять врагов нужно дарами, если же ополчились они на тебя, нельзя уклоняться. Терпенье и смиренье нужно иметь и для мира, и для войны.
Среди мудрых нет чужаков.
Удаляйся от коварного человека, даже если вы в родстве или близки с ним.
Умный способен понимать даже мысли ближнего, наблюдая за его поведением и обликом.
Философия есть познание сущего как такового, т.е. познание природы сущего... Кроме того, философия есть помышление о смерти, как произвольной так и естественной.
Философия есть уподобление Богу в возможной для человека степени.
Хоть сколько мажь медом горький плод, не переменит он своей горечи в сладость.
Храбрый испытывается в скорбное время, а верные друзья — в беде.