Стихи Брюсов Валерий Яковлевич.
Валерий Яковлевич Брюсов  стихи.
Краткая автобиография.

«Адам и Ева»
«Александр Великий»
«Амалтея»
«Ангел благого молчания»
«Ангел бледный»
«Андрею Белому»
«Апрель»
«Ассаргадон»
«Астролог»
«Баллада о любви и смерти»
«К. Д. Бальмонту»
«Белые клавиши»
«Братьям соблазненным»
«Библия»
«Быть без людей»
«В библиотеке»
«В будущем»
«В Вильно»
«В Голландии»
«В горнем свете»
«В Дамаск»
«В дни запустений»
«Вдоль моря»
«В неконченом здании»
«В магическом саду»
«В ночной полумгле»
«В прошлом»
«В разрушенном Мемфисе»
«В тиши задремавшего парка»
«Век за веком»
«Весенняя поэма»
«Весна»
«Весна (Белая роза дышала...)»
«Весной»
«Веснянка»
«Возвращение»
«Всё кончено»
«Все чаще»
«Всем»
«Встреча»
«Гимн Афродите»
«Город вод»
«Городу»
«Грядущие гунны»
«Грядущий гимн»
«Данте»
«Данте в Венеции»
«Дачи осенью»
«Демон самоубийства»
«День»
«Детские упования»
«Дон-Жуан»
«Женский портрет»
«Женщине»
«Жрец»
«Жрец Изиды»
«Завет Святослава»
«Загадка Сфинкса»
«Заклятье Эроса»
«Замкнутые»
«Западный фронт»
«Записка самоубийцы»
«Звезда морей»
«Звезды закрыли ресницы...»
«Звезды тихонько шептались...»
«Зеленый червячок»
«Земле»
«Зерно»
«Зимние дымы»
«Знакомая песнь»
«Знойный день»
«З. Н. Гиппиус»
«Зов автомобиля»
«ЗСФСР»
«Идеал»
«Идут года...»
«Из песен Мальдуна»
«Измена»
«Из письма»
«Иксион и Зевс»
«Иматра»
«Инкогнито»
«Искатель»
«Итак, это — сон...»
«К Арарату»
«К Армении»
«К Армянам»
«К медному всаднику»
«К моей стране»
«К народу»
«К Петрограду
«К русской революции»
«К самому себе»
«К согражданам»
«К стальным птицам»
«К счастливым»
«К Финскому народу»
«Как листья в осень»
«Как царство белого снега...»
«Каменщик»
«Кинжал»
«Китайские стихи»
«Когда былые дни...»
«Когда мечты любви томили»
«Когда я, юношей...»
«Колумб»
«Колыбельная»
«Кому-то»
«Конь блед»
«Краски»
«Красное знамя»
«Краткий дифирамб»
«Круги на воде»
«Крысолов»
«Лежу на камне...»
«Ленин»
«Лестница»
«Летом 1912 года»
«Летучая мышь»
«Лик медузы»
«Львица среди развалин»
«Любимые мелочи»
«Люблю одно»
«Люблю я имя Анна»
«Любовь»
«М. А. Врубелю»
«Максиму Горькому в июле 1917 года»
«Мальчик»
«Медея»
«Между двойною бездной...»
«Меня, искавшего безумий...»
«Мерный шум колес...»
«Месяца свет электрический»
«Мечтание»
«Мечты о померкшем»
«Мечты, как лентами, словами...»
«Мир»
«Мир N измерений»
«Мир электрона»
«Мировой кинематограф»
«Младшим»
«Мое упорство»
«Моисей»
«Мой разум»
«Моление царя»
«Молодость мира»
«Монах»
«Моя мечта»
«Мумия»
«Мучительный дар»
«Мы»
«Мы встретились с нею случайно...»
«Мы — скифы»
«Мысленно, да!»
«Мыши»
«Мятеж»
«На бульваре»
«На журчащей Годавери»
«На Карпатах»
«На лыжах»
«На островах Пасхи»
«На площади...»
«На скачках»
«На форуме»
«Над картой Европы 1922 года»
«Над призраками и действительностью...»
«Над Северным морем»
«Нам проба»
«Наполеон»
«Народные вожди»
«Начинающему»
«Наш демон»
«Не говори мне, что ты любишь меня»
«Не довольно ль вы прошлое нежили»
«Не память»
«Не плачь и не думай»
«Не так же ль годы, годы прежде»
«Нить Ариадны»
«Новый синтаксис»
«Ночные цветы»
«Ночь»
«Ночью (Дремлет Москва...)»
«О последнем рязанском князе Иване Ивановиче»
«Облака»

«Облегчи нам страдания, боже»
«Обязательства»

«Одна»
«Одно лишь»

«Одному из братьев»
«Оклики»

«Октябрь 1917 года»
«Опять в Венеции»

«Опять мой посох приготовлен»
«Опять сон»

«Орел двуглавый»
«Орфей и аргонавты»

«Освобожденная Россия»
«Осеннее чувство»

«Отверженный герой»
«Отрады»

«Отреченье»
«Офелия»

«Паломникам свободы»
«Памятник»

«Папоротник»
«Париж»

«Парки в Москве»
«Парус и чайка»

«Певцу "Слова"»
«Первый снег»

«Пляска смерти»
«По меже»

«По поводу "Me eum esse"»
«По поводу "Сhefs d'oeuvre"»

«По улицам узким, и в шуме, и ночью, в театрах»
«Побег»

«Подруги»
«Позвать ко мне на крестины»

«Пока есть небо»
«Покорность»

«Польше»
«Помпеянка»

«Пора! склоняю взор усталый»
«Портрет»

«После грез»
«После смерти В. И. Ленина»

«Последнее желанье»
«Последние поэты»

«Последний путь»
«Последняя война»

«Потоп»
«Поцелуи»

«Поэт - музе»
«Поэту»

«Предчувствие»
«При свете луны»

«При электричестве»
«Приветствие»

«Признание»
«Принцип относительности»

«Пророчества весны»
«Простенькая песня»

«Прочь венки, дары царевны»
«Психея»

«Пусть вечно милы посевы, скаты»
«Пятьдесят лет»

«Раб»
«Работа»

«Развертывается скатерть, как в рассказе о Савле»
«Разоренный Киев»

«Ранняя осень»
«Ребенком я, не зная страху»

«Революция»
«Родное»

«Родной язык»
«Романтикам»

«России»
«С каждым шагом всё суровей»

«С кометы»
«С неустанными молитвами»

«Свиваются бледные тени»
«Серп и молот»

«Сеятель»
«Сказание о разбойнике»

«Скифы»
«Слава толпе»

«Слепой»
«Слепой циклон, опустошив»

«Служителю муз»
«Случайности»

«Смерть Александра»
«Смотреть в былое»

«Снова»
«Снова, с тайной благодарностью»

«Советская Москва»
«Солнцеворот»

«Сонет»
«Сонет к форме»

«Старый викинг»
«Старый вопрос»

«Стихи о голоде»
«Стихи о любви»

«Сумасшедший»
«Сумерки»

«Сухие листья»
«Сходные решения»

«Сын земли»
«Тайна деда»

«Творчество»
«Тезей Ариадне»

«Тени»
«Тени прошлого»

«Терцины к спискам книг»
«Тишина»

«Товарищам интеллигентам»
«Только русский»

«Тонкой, но частою сеткой»
«Третья осень»

«Три женщины - белая, черная, алая»
«Три кумира»

«Тридцатый месяц»
«Труд»

«Туманные ночи»
«У земли»

«У Кремля»
«У круглого камня»

«У себя»
«Ужель доселе не довольно»

«Умершим мир!»
«Умирающий костер»

«Усталость»
«Ученик Орфея»

«Фабричная»
«Февраль»

«Флореаль 3 года»
«Фонарики»

«Футуристический вечер»
«Халдейский пастух»

«Хвала зрению»
«Хвала Человеку»

«Хмель исступленья»
«Холод»

«Холод ночи; смерзлись лужи»
«Хорошо одному у окна!»

«Цепи»
«Цусима»

«Чаша испытаний»
«Четкие линии гор»

«Числа»
«Что день, то сердце все усталей»

«Штурм неба»
«Эллису»

«Эней»
«Юлий Цезарь»

«Юному поэту»
«Юношам»

«Юргису Балтрушайтису»
«Я (Мой дух не изнемог...)»

«Я - междумирок. Равен первым»
«Я бы умер с тайной радостью»

«Я в море не искал таинственных Утопий»
«Я вернулся на яркую землю»

«Я вырастал в глухое время»
«Я действительности нашей не вижу»

«Я доживаю полстолетья»
«Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной»

«Я имени тебе не знаю»
«Я люблю большие дома»

«Я люблю другого»
«Я люблю тебя и небо, только небо и тебя»

«Я много лгал и лицемерил»
«Я устал от светов электрических»

«Я — мотылек ночной»
«Sed non satiatus»

«Ultima Thule»

Стихи Брюсова Валерия Яковлевича
Биография Брюсова Валерия Яковлевича

Валерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.

Брюсов Валерий Яковлевич. Краткая автобиография.

Родился я 1-го декабря (ст. ст.) 1873 г. в Москве. Дед по отцу был крепостным крестьянином Костромской губернии. Отец родился (в 1848 г.) тоже крепостным. Позднее дед получил "волю" и занялся торговлей, был купцом и довольно успешно. Отец этих способностей не унаследовал, принужден был по смерти деда торговлю бросить и перейти в сословие мещан. Дед по матери, А. Я. Бакулин, был лебедянский мещанин; будучи самоучкой, он увлекся литературой, писал и отчасти печатал стихи (особенно басни) и рассказы.
В 60-х годах мой отец, раньше учившийся только грамоте у дьячка, поддался общему движению и деятельно занялся самообразованием; одно время был вольнослушателем Петровской Академии. В те же годы отец сблизился с кружками тогдашних революционеров, идеям которых оставался верен до конца жизни. Между прочим, в 70-х годах отец был близок с Н. А. Морозовым, будущим шлиссельбуржцем, образ которого я помню из дней моего раннего детства. Над столом отца постоянно висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан, так сказать, "с пеленок" в принципах материализма и атеизма.
Учился я сначала в частных гимназиях Москвы (ибо то были годы, при жизни деда, наибольшего благосостояния нашей семьи), потом в Московском Университете, курс которого по Историческому Отделению Историко-Филологического Факультета окончил в 1899 г. Из профессоров с благодарностью вспоминаю Ф. Е. Корша, с которым остался знаком и позже.
Больше знаний, однако, чем в школе, я почерпнул из самостоятельного чтения.
Выучившись читать еще 3-х лет от роду, я с тех пор непрерывно поглощал книги. Еще до поступления гимназию я прочитал огромное количество как чисто
литературных, так и научных; особенно интересовался естественными науками и
астрономией. В гимназии всего более увлекался математическими науками, -
пристрастие, сохранившееся у меня и поныне. В университете много занимался
историей философии.
Писать я начал тоже очень рано, еще ребенком, сочиняя (еще печатными
буквами) стихи, рассказы и научные, статьи. Впервые напечатаны мои строки
(какая-то статейка по вопросам спорта) еще в 80-х годах; стихи - в начале
90-х годов. Более регулярно стал я печатать свои произведения после 1894 г.,
когда появилось первое маленькое 'собрание моих стихов. После того ежегодно
я выпускал не менее, как по книге, иногда по две, по три" год, так что к
настоящему временя всех книг, появившихся с моим именем, насчитывается
(считая переиздания) около 80 или даже более (некоторые не попали в печатные
списки, и я их не припомню). Среди этих книг - сборники стихов, сборники
рассказов, драмы, романы, научные исследования, собрания статей и длинный
ряд переводов в стихах и прозе.
Написано мною гораздо больше, нежели собрано в книгах. С конца 90-х
годов стал я сотрудничать в разных журналах и газетах. За 25 лет я состоял
сотрудником большинства выходивших за этот период повременных изданий, в том числе сборников и альманахов. В этих изданиях напечатано мною бесчисленное число статеек, заметок, рецензий (за моей подписью, под псевдонимами и вовсе без подписи), собирать которые в книги я считал совершенно излишним. Там же есть немалое количество стихов, рассказов и драматических сцен, также не включенных в отдельные издания. Пожалуй, еще большее количество написанного мною остается в рукописях. Там есть и законченные крупные произведения (поэмы, романы, драмы), доделать которые я как-то не удосужился, и разные научные исследования, которые долгими годами ждут своего довершения и стихи, по разным причинам не напечатанные,и, конечно, всевозможные начала и наброски, в стихах и в прозе.
Неоднократно я принимал участие в редактировании разных журналов или
как единоличный редактор, или как редактор отдела. Особенно близко я
участвовал в редакции "Нового Пути", "Весов", "Русской Мысли". Мои драмы и
мои переводы драматических произведений много раз ставились на сценах, в
Москве, в Ленинграде, в провинции. В 900-х и 910-х годах я состоял членом
большинства московских литературных организаций. В некоторых из них занимал
выборные должности председателя; особенно близко я стоял к Московскому
Литературно-Художественному Кружку и к Обществу Свободной Эстетики. Много
раз я выступал как лектор с публичными лекциями. Виделся я с большинством
выдающихся людей моего времени и с особой любовью вспоминаю дружбу, которой
меня удостаивал Э. Верхарн.
Произведения мои вызывали интерес, за границей. Очень многие переведены
на большинство европейских языков и на некоторые вне-европейские. В
отдельных изданиях мои сочинения имеются, сколько я знаю, на языках немецком (много), французском, английском, итальянском, латышском, армянском, польском и др.; в журналах - на языках шведском, голландском, ряде
славянских, новогреческом, японском и др. Оба мои романа, два сборника
рассказов и одна драма имеются по-немецки как отдельные издания.
Несколько раз я совершил поездки по западной Европе и по России. Бывал
неоднократно во Франции, в Бельгии, в Италии, в Германии, в Швеции, в
Голландии, в Испании; был на Волге, в Крыму и на Кавказе, где доезжал до
Эчмиадзина. В годы империалистической войны я был на фронте корреспондентом от газеты "Русские Ведомости"; одному из первых мне удалось, с товарищем, проехать в освобожденный Пшемысль. После занятия немцами Варшавы я вернулся в Москву, глубоко разочарованный войной, что тогда же и выразил в стихотворении, напечатанном в "Новой Жизни" М. Горького.
После Октябрьской революции я еще в конце 1917 г. начал работать с
Советским правительством, что повлекло на меня тогда некоторое гонение со
стороны моих прежних сотоварищей (исключения из членов литературных обществ
и т. под.). С того времени работал преимущественно в разных отделах
Наркомпроса. Был заведующим Московской Книжной Палаты, Отдела Научных
Библиотек, Отдела Лито НКП, Охобра (Отдел Художественного Образования),
Главпрофобра и др. Работал также в Гос. Издате, в Фото-Кино Отделе, одно
время в Наркомземе и др.; с 1912 г. состою профессором 1-го Московского
Государственного Университета (раньше, в 1915-1917 г., читал лекции в бывшем
"вольном" Университете имени Шанявского). С 1921 г. состою также ректором (и
профессором) Высшего Литературно-Художественного Института.
1924

В начало страницы.