Басни Эзопа:
Галка и голуби.
Галка и лисица.
Галка и птицы.
Галка-беглянка.
Геракл и Плутос.
Гермес и земля.
Гермес и скульптор.
Гермес и Тиресий.
Гермес.
Герой.
Галка и
голуби
Галка увидела, как голубей в голубятне хорошо кормят, и
покрасилась белилами, чтобы зажить вместе с ними. И пока она
молчала, голуби принимали ее за голубя и не гнали; но когда
она забылась и каркнула, они сразу узнали ее голос и выгнали
ее прочь. Оставшись без голубиного корму, вернулась галка к
своим; но те не признали ее из-за белых перьев и не пустили
жить с собой. Так галка, погнавшись за двумя выгодами, ни
одной не получила.
Следственно, и мы должны довольствоваться
тем, что имеем, памятуя, что алчность ничего не приносит, а
только отнимает последнее.
Галка и
лисица
Голодная галка уселась на смоковницу. Там она увидела
смоквы, зимние, недозрелые, и решила дождаться, пока они
созреют. Увидела лисица, что галка сидит и не улетает,
узнала у нее, в чем дело, и сказала: "Напрасно ты, любезная,
на что-то надеешься: потешиться такой надеждой, пожалуй,
можно, но насытиться - никогда".
Против человека, ослепленного жадностью.
Галка и птицы
Зевс пожелал назначить птицам царя и объявил день, чтобы все
явились к нему. А галка, зная, какая она некрасивая, стала
ходить и подбирать птичьи перья, украшая ими себя. Настал
день, и она, разубранная, предстала пред Зевсом. Зевс за эту
красоту уже хотел ее выбрать царем, но птицы, вознегодовав,
обступили ее, каждая вырывая свое перо; и тогда, голая, она
снова оказалась простой галкой.
Так и у людей должники, пользуясь чужими
средствами, достигают видного положения, но, отдав чужое,
остаются такими же, как были.
Галка-беглянка
Один человек поймал галку, связал ей веревкой ноги и отдал
своему сыну. Не в силах была галка жить с людьми, и при
первом же случае она и вернулась в свое гнездо. Но веревка
ее запуталась в ветвях, взлететь она уж не могла, и, видя
свою гибель, сказала галка сама себе: "Несчастная я! у людей
жить в рабстве не захотела, а как жизни себя лишила - и не
заметила".
Басня относится к таким людям, которые
хотят спастись от малой беды, а негаданно попадают в
большую.
Геракл и
Плутос
Когда Геракл был принят в сонм богов, то на пиру у Зевса он
с великим радушием приветствовал каждого из них; но когда
последним подошел к нему Плутос, то Геракл опустил глаза в
землю и отвернулся. Удивился на это Зевс и спросил, почему
он всех богов радостно приветствует и только на Плутоса не
желает смотреть. Ответил Геракл: "Когда я жил среди людей,
видел я, что дружит Плутос чаще всего с теми, кто отличается
злонравием; потому не хочу я на него смотреть".
Басню можно применить к человеку, богатому
деньгами, но дурному нравом.
Гермес и
Земля
Зевс сотворил мужчину и женщину и призвал Гермеса отвести их
на землю и показать, где им ее пахать, чтобы вырастить хлеб.
<...> Гермес исполнил приказание. Земля сначала противилась,
но потом, когда Гермес сказал, что таков приказ Зевса,
уступила понужденно и сказала: "Пусть пашут, сколько угодно
им: но с плачем и стоном они отдадут, что взяли".
Басня относится к тем, кто с легким сердцем
берет деньги в долг и с печалью их возвращает.
Гермес и
скульптор
Гермес хотел узнать, насколько его почитают люди; и вот,
приняв человеческий облик, явился он в мастерскую
скульптора. Там он увидел статую Зевса и спросил: "Почем
она?" Мастер ответил: "Драхма!" Засмеялся Гермес и спросил:
"А Гера почем?" Тот ответил: "Еще дороже!" Тут заметил
Гермес и собственную статую и подумал, что его-то, как
вестника богов и подателя доходов, люди должны особенно
ценить. И спросил он, показывая на Гермеса: "А этот почем?"
Ответил мастер: "Да уж если купишь те две, то эту прибавлю
тебе бесплатно".
Басня относится к человеку тщеславному,
который рядом с другими ничего не стоит.
Гермес и
Тиресий
Гермес захотел испытать, безошибочно ли ведовское искусство
Тиресия. И вот украл он у него с поля волов, а сам в
человеческом облике пришел в город и остановился у него в
гостях. Дошла до Тиресия весть, что быки его похищены; взял
он с собою Гермеса и вышел за город, чтобы по птичьему
полету погадать о пропаже. Спросил он Гермеса, какую он
видит птицу; и сперва сказал ему Гермес, что видит орла,
летящего слева направо. Ответил Тиресий, что это их не
касается. Тогда сказал Гермес, что теперь он видит ворону,
которая сидит на дереве и глядит то вверх, то вниз. Тиресий
в ответ: "Ну, так это ворона клянется небом и землей, что
только от тебя зависит, верну я моих быков или нет".
Эта басня применима против вора.
Гермес
Зевс приказал Гермесу отсыпать всем ремесленникам волшебное
снадобье лжи. Гермес растер его и отсыпал по равной мере
каждому. Наконец, остался только сапожник, а снадобья было
еще много; и тогда Гермес взял да и высыпал всю ступку перед
сапожником. Вот почему все ремесленники - лжецы, а сапожники
- больше всех.
Басня обращена против лжеца.
Герой
У одного человека в доме обитал герой, и человек приносил
ему богатые жертвы. А так как тратил он все больше и больше,
не жалея денег на жертвоприношения, то вот явился ему герой
однажды во сне и говорит: "Перестань, любезный, разоряться:
ведь если ты совсем истратишься и останешься нищим, то меня
же будешь в этом винить!"
Так многие попадают в беду по собственному
неразумию, а винят в этом богов.
Предыдущая страница К списку басен Следующая страница