Басни Эзопа:
Ворон и лисица.
Ворона и ворон.
Ворона и собака.
Воры и петух.
Враги.
Гадатель.
Гадюка и водяная змея.
Гадюка и лиса.
Гадюка и пила.
Галка и вороны.
Ворон и
лисица
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и
захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и
принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог
бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы,
конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось
показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и
закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо
и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, -
ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать".
Басня уместна против человека неразумного.
Ворона и
ворон
Вороне было завидно, что ворон дает людям знаменья при
гаданиях, предсказывает будущее, и за это люди даже в
клятвах его поминают; и решила она добиться того же и для
себя. И вот, увидев прохожих на дороге, села она на дерево и
начала громко каркать. Обернулись путники и удивились, но
один из них воскликнул: "Идемте, друзья: это ворона, а от ее
крику - никакого толку".
Так и люди, когда тягаются, чтобы
сравняться с сильнейшими, терпят неудачи и становятся
посмешищем.
Ворона и
собака
Ворона приносила жертву Афине и звала собаку на жертвенный
пир. Собака ей сказала: "Зачем тратишься на напрасные
жертвы? Ведь богиня тебя ненавидит, что даже знаменьям твоим
не дает веры". Ответила ворона: "Оттого-то я и приношу ей
жертву: я знаю, что она меня не любит, и хочу, чтобы она ко
мне смягчилась".
Так многие из страха готовы услужить
собственным врагам.
Воры и петух
Воры залезли в дом, но ничего не нашли там, кроме петуха;
схватили его и пошли вон. Петух увидел, что его зарежут, и
стал умолять о пощаде: он-де птица полезная и ночью будит
людей на работу. Но воры сказали: "Вот за это мы тебя и
зарежем, раз ты будишь людей и не даешь нам воровать".
Мораль басни Воры и петух: все, что полезно
хорошим людям, бывает особенно ненавистно дурным.
Враги
Двое врагов плыли на одном корабле. Чтобы держаться друг от
друга подальше, один устроился на корме, другой - на носу;
так они и сидели. Поднялась страшная буря, и корабль
опрокинуло. Тот, что сидел на корме, спросил у кормчего,
какой конец корабля грозит потонуть раньше? "Нос", - ответил
кормчий. Тогда тот сказал: "Ну, тогда мне и умереть не
жалко, лишь бы увидеть, как мой враг захлебнется раньше
меня".
Так иные люди из ненависти к ближним не
боятся пострадать, лишь бы увидеть, как и те страдают.
Гадатель
Гадатель сидел на площади и давал предсказания за деньги.
Вдруг к нему подбежал человек и крикнул, что грабители
взломали его дом и унесли все добро. В ужасе гадатель
вскочил и с воплем бросился со всех ног посмотреть, что
случилось. Увидел это кто-то из прохожих и спросил:
"Любезный, как же ты берешься гадать о чужих делах, когда о
своих ничего не знаешь?"
Эта басня относится к таким людям, которые
и сами не умеют жить, и за чужие дела берутся, их не
касающиеся.
Гадюка и водяная змея
Гадюка ползла на водопой к источнику. А водяная змея,
которая там жила, не пускала ее и негодовала, что гадюка,
словно мало ей у себя пищи, забирается и в ее владения.
Ссорились они все больше, больше и, наконец, условились
решить дело схваткой: кто одолеет, тот и будет хозяином и
земли и воды. Вот назначили они срок; а лягушки, которые
водяную змею ненавидели, прискакали к гадюке и стали ее
ободрять, обещая, что они ей помогут. Началась схватка;
гадюка билась с водяной змеей, а лягушки вокруг подняли
громкий крик - больше они ничего и не умели. Победила гадюка
и стала их попрекать, что обещали они ей помочь в бою, а
сами не только не помогали, но даже песни распевали. "Так
знай же, любезная, - отвечали лягушки, - что наша помощь не
в руках наших, а в глотках".
Мораль басни Гадюка и водяная змея: где
нужда в делах, там словами не поможешь.
Гадюка и лиса
Змея плыла по реке на пучке терновника. Лисица увидела ее и
сказала: "По пловцу и корабль!"
Против человека дурного, что берется за
злые дела.
Гадюка и пила
Забралась гадюка в кузницу и стала у всех кузнечных орудий
просить подачки; собрав, что давали, подползла она к
напильнику и его тоже попросила подать ей чего-нибудь. Но
тот возразил ей так: "Глупа ты, видно, коли от меня поживы
ждешь: я ведь не давать, а только брать ото всех привык".
Мораль басни Гадюка и пила: глупы те, кто
надеется разжиться у скряги.
Галка и
вороны
Одна галка была ростом больше всех других галок; и вот,
воспылав презрением к своей породе, отправилась она к
воронам и попросилась жить вместе с ними. Но вид ее и голос
был воронам незнаком, и они побили ее и прогнали.
Отвергнутая, вернулась она к своим галкам: но те, негодуя на
ее спесь, отказались ее принять. Так и осталась она ни при
тех и ни при этих.
Так и с людьми, покидающими отечество для
чужих краев: на чужбине их не уважают, а на родине
чуждаются.
Предыдущая страница К списку басен Следующая страница