Басни Эзопа:
Улитки.
Хвастливый пятиборец.
Хозяйка и служанки.
Хранитель денег и Клятва.
Цикада и лисица.
Чайка и коршун.
Человек и лев попутчики.
Человек и сатир.
Человек с проседью и его любовницы.
Человек, обещающий невозможное.
Улитки
Крестьянский мальчик жарил улиток. И, услыхав, как они
шипят, воскликнул: "Негодные твари! у вас дом горит, а вы
еще песни петь вздумали?"
Басня показывает: как непристойно все, что
делается не ко времени.
Хвастливый пятиборец
Одного пятиборца земляки все время попрекали, что он трус.
Тогда он на время уехал, а воротившись, стал хвастаться, что
в других городах совершил он множество подвигов и на Родосе
сделал такой прыжок, какого не делывал ни один олимпийский
победитель; подтвердить это вам могли бы все, кто там были,
если бы они приехали сюда. Но на это один из присутствующих
ему возразил: "Дорогой мой, если ты правду говоришь, зачем
тебе подтверждения? Вот тебе Родос, тут ты и прыгай!"
Басня показывает: если что можно доказать
делом, то на это незачем тратить слова.
Хозяйка и служанки
У одной рачительной вдовы были служанки, и она каждую ночь,
едва запоет петух, будила их на работу. Измученные работой
без передышки, решили служанки задушить домашнего петуха; в
нем вся беда, думали они, потому что это он будит по ночам
хозяйку. Но когда они это сделали, пришлось им еще хуже:
хозяйка теперь не знала ночного времени и будила их не с
петухами, а еще того раньше.
Так для многих людей собственные хитрости становятся
причиной несчастий.
Хранитель денег и Клятва
Один человек получил от приятеля на хранение деньги и
задумал их присвоить. Друг призвал его к клятве; тогда он
забеспокоился и отправился к себе в деревню. У самых
городских ворот увидел он какого-то хромого, который шел из
города, и спросил его, кто он и куда идет. Ответил хромой,
что зовут его Клятва и идет он в погоню за
клятвопреступниками. Спросил тогда человек, через сколько же
времени возвращается обычно хромой в город. Ответил тот:
"Лет через сорок, а то и через тридцать". И тогда человек,
не беспокоясь о будущем, пошел и дал клятву, что никаких
денег на хранение не брал. Но тут же Клятва на него
накинулась и погналась, чтобы сбросить с обрыва. Стал он
жаловаться, что обещала Клятва вернуться через тридцать лет,
а сама не дала ему даже и дня. Отвечала Клятва: "Знай же,
что если кто против меня жестоко провинится, то и дня не
проходит, как я возвращаюсь".
Басня показывает: не писаны сроки божьего
наказания, посылаемого злодеям за их нечестие.
Цикада и лисица
Цикада пела на высоком дереве. Лисице захотелось ее съесть,
и пошла лисица на такую хитрость. Став перед деревом, стала
она восхищаться дивным голосом и упрашивать цикаду
спуститься: хочется ей посмотреть, какое существо так
прекрасно поет. Догадалась цикада, что лиса хитрит, оторвала
с дерева листок и бросила. Кинулась на него лисица, как на
настоящую цикаду; а та сказала: "Ошиблась ты, любезная, если
возмечтала, что я сойду: лисиц я остерегаюсь с тех самых
пор, как в лисьем навозе заметила я крылышки цикад".
О том, что разумные люди учатся на несчастьях ближних.
Чайка и коршун
Чайка схватила из моря рыбу, но разодрала себе ею глотку и
упала мертвой на морском берегу. Увидел это коршун и сказал:
"Поделом тебе: родилась ты птицей, зачем же было тебе
кормиться в море?"
Так справедливо попадает в беду тот, кто бросает
свои занятия и берется за совсем ему не свойственные.
Человек и лев попутчики
Лев и человек шли вместе по дороге. Человек провозгласил:
"Человек сильнее льва!" Ответил лев: "Лев сильнее!" Пошли
они дальше, и указал человек на каменные плиты с резными
фигурами, на которых изобразили львов, укрощаемых и
попираемых людьми. "Вот, - сказал он, - видишь, каково
приходится львам!" Но отвечал лев: "Кабы львы умели резать
по камню, немало бы ты увидел на камне и людей, попираемых
львами!"
О том, что иные люди хвастаются тем, чего на деле вовсе не умеют.
Человек и сатир
Говорят, что когда-то человек с сатиром решили жить в
дружбе. Но вот пришла зима, стало холодно, и стал человек
дышать себе на руки, поднося их к губам. Спросил его сатир,
зачем он это делает; ответил человек, что так он согревает
руки в стужу. Потом сели они обедать, а еда была очень
горячая; и стал человек брать ее понемножку, подносить к
губам и дуть. Снова спросил сатир, что это он делает, и
ответил человек, что так он охлаждает кушанье, потому что
ему слишком горячо. Сказал тогда сатир: "Нет, приятель, не
быть нам с тобой друзьями, если у тебя из одних и тех же губ
идет и тепло и холод".
Так и мы должны остерегаться дружбы тех, кто ведет себя двулично.
Человек с проседью и его любовницы
У человека с проседью было две любовницы, одна молодая,
другая старуха. Пожилой было совестно жить с человеком
моложе ее, и потому всякий раз, как он к ней приходил, она
выдергивала у него черные волосы. А молодая хотела скрыть,
что ее любовник - старик, и вырывала у него седину. Так
ощипывали его то одна, то другая, и в конце концов он
остался лысым.
Так повсюду неравенство бывает пагубно.
Человек, обещающий невозможное
Один бедняк занемог и почувствовал себя совсем дурно; врачи
от него отступились; и тогда он взмолился к богам, обещая
принести им гекатомбу и пожертвовать богатые дары, если
выздоровеет. Жена его, оказавшись поблизости, спросила: "Да
на какие же деньги ты это сделаешь?" - "Неужели ты думаешь,
- ответил он, - что я стану выздоравливать лишь затем, чтобы
боги с меня это потребовали?"
Басня показывает: люди легко обещают на
словах то, чего и не думают выполнить на деле.
Предыдущая страница К списку басен Следующая страница