Басни Эзопа:
Верблюд и Зевс.
Верблюд, слон и обезьяна.
Верблюд.
Воин и вороны.
Волк и коза.
Волк и козленок.
Волк и козленок.
Волк и конь.
Волк и овца.
Волк и овца.
Верблюд и
Зевс
Верблюд увидал, как чванится бык своими рогами; стало ему
завидно, и захотел он и себе такие добыть. И вот явился он к
Зевсу и стал просить себе рога. Рассердился Зевс, что мало
верблюду его роста и силы, а еще он и большего требует; и не
только не дал он верблюду рогов, но и уши ему обкорнал.
Мораль басни Верблюд и Зевс: Так и многие, заглядываясь в
жадности на чужое добро, не замечают, как теряют свое
собственное.
Верблюд, слон
и обезьяна
Животные держали совет, кого избрать царем, и слон с
верблюдом выступили и спорили друг с другом, думая, что всех
превосходят и ростом и силою. Однако обезьяна заявила, что
оба они не подходят: верблюд - оттого, что не умеет
гневаться на обидчиков, а слон - оттого, что при нем на них
может напасть поросенок, которого слон боится.
Мораль басни Верблюд, слон и обезьяна:
Часто малая помеха останавливает большое дело.
Верблюд
Когда люди в первый раз увидели верблюда, они испугались его
роста и в ужасе разбежались. Но прошло время, узнали они его
смирный нрав, осмелели и стали к нему подходить; а еще
немного спустя поняли они, что верблюд и вовсе не способен
злиться, и дошли до такого к нему презрения, что надели на
него уздечку и дали детям его погонять.
Мораль басни Верблюд: Даже страх смягчается
привычкой.
Воин и вороны
Шел один трус на войну. Закаркали над ним вороны, он бросил
оружие и притаился. Потом подобрал оружие и пошел дальше.
Снова они закаркали, снова он остановился, но сказал,
наконец: "Кричите сколько хотите: мною вы не полакомитесь!"
Волк и коза
Волк увидел козу, которая паслась над обрывом; добраться до
нее он не мог и стал ее упрашивать спуститься вниз: там,
вверху, можно и упасть ненароком, а тут у него и луг, и
травы для нее самые прекрасные. Но ответила ему коза: "Нет,
не в том дело, что пастись у тебя хорошо, а в том, что есть
тебе нечего".
Мораль басни Волк и коза: Так, когда дурные
люди замышляют дурное против разумных, то все их
хитросплетения оказываются ни к чему.
Волк и
козленок
Козленок отстал от стада, и за ним погнался волк. Обернулся
козленок и сказал волку: "Волк, я знаю, что я - твоя добыча.
Но чтобы не погибнуть мне бесславно, сыграй-ка на дудке, а я
спляшу!" Начал волк играть, а козленок - плясать; услышали
это собаки и бросились за волком. Обернулся волк на бегу и
сказал козленку: "Так мне и надо: нечего мне, мяснику,
притворяться музыкантом".
Мораль басни Волк и козленок: Так люди,
когда берутся за что-нибудь не вовремя, упускают и то, что у
них уже в руках.
Волк и
козленок
Волк проходил мимо дома, а козленок стоял на крыше и на него
ругался. Ответил ему волк: "Не ты меня ругаешь, а твое
место".
Мораль басни Волк и козленок: Выгодные
обстоятельства придают иным дерзости даже против сильнейших.
Волк и конь
Волк бродил по полю и увидел ячмень; есть его он не мог и
потому повернул и пошел прочь. Встретив по пути коня, он
привел его к этому полю и сказал, что нашел здесь ячмень, но
сам есть не стал, а сберег для коня: так уж приятно ему
слышать, как конь жует колосья. Ответил на это конь: "Ну,
любезный, кабы волки могли ячменем кормиться, не стал бы ты
ухо прежде брюха услаждать".
Мораль басни Волк и конь: человеку, дурному
от природы, доверия не будет, что бы он ни обещал.
Волк и овца
Наевшийся волк увидел овцу, лежавшую на земле; догадался он,
что это она со страху упала, подошел и ободрил ее: если она
ему трижды молвит правду, сказал он, то он ее не тронет.
Начала овца: "Во-первых, не встречать бы мне тебя вовсе!
Во-вторых, коли уж встретить, то слепого! А в-третьих,
сгинуть бы всем волкам злою гибелью: мы вам ничего не
сделали, а вы на нас нападаете!" Выслушал волк ее правду и
не тронул овцу.
Мораль басни Волк и овца: нередко и враг
уступает правде.
Волк и овца
Волк, искусанный собаками, лежал без сил и не мог себе даже
еды промыслить. Увидел он овцу и попросил принести ему хоть
попить из ближайшей речки: "Ты мне дай только пить, а еду
тогда я сам найду". Но овца отвечала: "Если я тебе пить дам,
то едой тебе сама стану".
Басня обличает человека злобного, который
действует коварно и лицемерно.
Предыдущая страница К списку басен Следующая страница