Басни Эзопа:
Верблюд и Зевс.
Верблюд, слон и обезьяна.
Верблюд.
Воин и вороны.
Волк и коза.
Волк и козленок.
Волк и козленок.
Волк и конь.
Волк и овца.
Волк и овца.

Верблюд и Зевс
Верблюд увидал, как чванится бык своими рогами; стало ему завидно, и захотел он и себе такие добыть. И вот явился он к Зевсу и стал просить себе рога. Рассердился Зевс, что мало верблюду его роста и силы, а еще он и большего требует; и не только не дал он верблюду рогов, но и уши ему обкорнал.
Мораль басни Верблюд и Зевс: Так и многие, заглядываясь в жадности на чужое добро, не замечают, как теряют свое собственное.

Верблюд, слон и обезьяна
Животные держали совет, кого избрать царем, и слон с верблюдом выступили и спорили друг с другом, думая, что всех превосходят и ростом и силою. Однако обезьяна заявила, что оба они не подходят: верблюд - оттого, что не умеет гневаться на обидчиков, а слон - оттого, что при нем на них может напасть поросенок, которого слон боится.
Мораль басни Верблюд, слон и обезьяна: Часто малая помеха останавливает большое дело.

Верблюд
Когда люди в первый раз увидели верблюда, они испугались его роста и в ужасе разбежались. Но прошло время, узнали они его смирный нрав, осмелели и стали к нему подходить; а еще немного спустя поняли они, что верблюд и вовсе не способен злиться, и дошли до такого к нему презрения, что надели на него уздечку и дали детям его погонять.
Мораль басни Верблюд: Даже страх смягчается привычкой.

Воин и вороны
Шел один трус на войну. Закаркали над ним вороны, он бросил оружие и притаился. Потом подобрал оружие и пошел дальше. Снова они закаркали, снова он остановился, но сказал, наконец: "Кричите сколько хотите: мною вы не полакомитесь!"

Волк и коза
Волк увидел козу, которая паслась над обрывом; добраться до нее он не мог и стал ее упрашивать спуститься вниз: там, вверху, можно и упасть ненароком, а тут у него и луг, и травы для нее самые прекрасные. Но ответила ему коза: "Нет, не в том дело, что пастись у тебя хорошо, а в том, что есть тебе нечего".
Мораль басни Волк и коза: Так, когда дурные люди замышляют дурное против разумных, то все их хитросплетения оказываются ни к чему.

Волк и козленок
Козленок отстал от стада, и за ним погнался волк. Обернулся козленок и сказал волку: "Волк, я знаю, что я - твоя добыча. Но чтобы не погибнуть мне бесславно, сыграй-ка на дудке, а я спляшу!" Начал волк играть, а козленок - плясать; услышали это собаки и бросились за волком. Обернулся волк на бегу и сказал козленку: "Так мне и надо: нечего мне, мяснику, притворяться музыкантом".
Мораль басни Волк и козленок: Так люди, когда берутся за что-нибудь не вовремя, упускают и то, что у них уже в руках.

Волк и козленок
Волк проходил мимо дома, а козленок стоял на крыше и на него ругался. Ответил ему волк: "Не ты меня ругаешь, а твое место".
Мораль басни Волк и козленок: Выгодные обстоятельства придают иным дерзости даже против сильнейших.

Волк и конь
Волк бродил по полю и увидел ячмень; есть его он не мог и потому повернул и пошел прочь. Встретив по пути коня, он привел его к этому полю и сказал, что нашел здесь ячмень, но сам есть не стал, а сберег для коня: так уж приятно ему слышать, как конь жует колосья. Ответил на это конь: "Ну, любезный, кабы волки могли ячменем кормиться, не стал бы ты ухо прежде брюха услаждать".
Мораль басни Волк и конь: человеку, дурному от природы, доверия не будет, что бы он ни обещал.

Волк и овца
Наевшийся волк увидел овцу, лежавшую на земле; догадался он, что это она со страху упала, подошел и ободрил ее: если она ему трижды молвит правду, сказал он, то он ее не тронет. Начала овца: "Во-первых, не встречать бы мне тебя вовсе! Во-вторых, коли уж встретить, то слепого! А в-третьих, сгинуть бы всем волкам злою гибелью: мы вам ничего не сделали, а вы на нас нападаете!" Выслушал волк ее правду и не тронул овцу.
Мораль басни Волк и овца: нередко и враг уступает правде.

Волк и овца
Волк, искусанный собаками, лежал без сил и не мог себе даже еды промыслить. Увидел он овцу и попросил принести ему хоть попить из ближайшей речки: "Ты мне дай только пить, а еду тогда я сам найду". Но овца отвечала: "Если я тебе пить дам, то едой тебе сама стану".
Басня обличает человека злобного, который действует коварно и лицемерно.

Предыдущая страница    К списку басен     Следующая страница