Басни Эзопа:
Конь, бык, собака и человек.
Кошка и куры.
Кошка и мыши.
Кошка и петух.
Краб и лисица.
Крестьянин и его дети.
Крестьянин и его сыновья.
Крестьянин и змея.
Крестьянин и собаки.
Крестьянин и судьба.
Конь, бык,
собака и человек
Зевс сотворил человека, но жизнь ему дал недолгую. А
человек, по своей сообразительности, с наступлением холодов
построил себе дом и поселился там. Стужа была сильная, лил
дождь; и вот конь не мог больше это выдержать, прискакал к
человеку и попросил приютить его. А человек сказал, что
пустит коня, лишь если тот подарит ему часть своей жизни: и
конь охотно согласился. Немного спустя появился и бык, тоже
не в силах более терпеть непогоду, и человек опять сказал,
что пустит его, лишь если тот отдаст ему столько-то лет
своей жизни; бык отдал, и человек его пустил. Наконец,
прибежала собака, измучась на холоду, тоже отдала частицу
своего века и тоже нашла приют. Так и получилось, что только
назначенные Зевсом годы живет человек по-хорошему и
по-настоящему; дожив до конских лет, делается хвастливым и
чванным; в бычьи годы становится тружеником и страдальцем; а
в собачьи годы оказывается сварливым и ворчливым.
Басню можно применить к человеку старому,
злонравному и несносному.
Кошка и куры
Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она
оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда
и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют?
"Отлично! - сказали куры, - но только когда тебя нет
поблизости".
Так и среди людей разумные распознают
дурных, даже если те и прикинутся хорошими.
Кошка и мыши
В одном доме было много мышей. Кошка, узнав об этом, явилась
туда и стала их ловить и пожирать одну за другою. Мыши,
чтобы не погибнуть вконец, попрятались по норам, и кошка не
могла до них там добраться. Тогда она решила выманить их
хитростью. Для этого она ухватилась за гвоздь, повисла и
притворилась мертвой. Но выглянула одна из мышей, увидела ее
и сказала: "Нет, любезная, хоть и вовсе мешком обернись, а я
к тебе не подойду".
Басня показывает, что разумные люди,
испытав чье-нибудь коварство, не дают больше ввести себя в
обман.
Кошка и петух
Кошка поймала петуха и хотела сожрать его под благовидным
предлогом. Сперва она обвинила его в том, что он беспокоит
людей, когда кричит по ночам, и не дает спать. Петух
ответил, что он это делает им же на пользу: будит их для
привычной дневной работы. Тогда кошка заявила: "Но ты еще и
нечестивец; наперекор природе ты покрываешь и мать, и
сестер". Петух ответил, что и это он делает на благо хозяев
- старается, чтобы у них было побольше яиц. Тогда вскричала
кошка в замешательстве: "Так что же ты думаешь, из-за того,
что у тебя на все есть отговорки, я тебя не съем?"
Басня показывает, что когда дурной человек
решит сделать зло, то он поступит по-своему, не под
благовидным предлогом, так в открытую.
Краб и лисица
Краб выполз из моря и кормился на берегу. А голодная лисица
его увидела, и так как ей есть было нечего, то подбежала она
и схватила его. И, видя, что сейчас она его съест, молвил
краб: "Что ж, поделом мне: я житель моря, а захотел жить на
суше".
Так и у людей - те, кто бросает свои дела и
берется за чужие и несвойственные, поделом попадают в беду.
Крестьянин и
его дети
Крестьянин собрался помирать и хотел оставить своих сыновей
хорошими земледельцами. Созвал он их и сказал: "Детки, под
одной виноградной лозой у меня закопан клад". Только он
умер, как сыновья схватили заступы и лопаты и перекопали
весь свой участок. Клада они не нашли, зато перекопанный
виноградник принес им урожай во много раз больший.
Басня показывает, что труд - это клад для
людей.
Крестьянин и
его сыновья
Сыновья у крестьянина вечно ссорились. Много раз уговаривал
он их жить по-хорошему, но никакие слова на них не
действовали; и тогда он решил убедить их на примере. Он
велел им принести пучок прутьев; и когда они это сделали,
дал он им эти прутья все разом и предложил переломить. Как
они ни силились, ничего не получилось. Тогда отец развязал
пучок и стал им давать прутья по одному; и они без труда их
ломали. Тогда сказал крестьянин: "Так и вы, дети мои: если
будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не
одолеют; если же начнете ссориться, то осилить вас будет
всякому легко".
Басня показывает, что насколько непобедимо
согласие, настолько бессилен раздор.
Крестьянин и
змея
Змея подползла к сыну крестьянина и ужалила его насмерть.
Крестьянин, не помня себя от горя, схватил топор и засел
возле ее норы, чтобы убить ее сразу, едва она покажется.
Выглянула змея, и ударил он топором, но по змее не попал, а
расколол возле норы камень. Однако потом стало ему страшно,
и стал он просить змею помириться с ним. "Нет, - ответила
змея, - ни я не могу тебе добра желать, глядя на трещину в
камне, ни ты мне - глядя на могилу сына".
Басня показывает, что после сильной вражды
не легко бывает примирение.
Крестьянин и
собаки
Крестьянина на пастбище застигла непогода, и он не мог выйти
из хижины, чтобы достать пропитание. Тогда он съел сначала
своих овец. Буря не унималась; тогда он поел и коз. Но
непогоде конца не было видно, и тогда, в третью очередь,
взялся он за пахотных волов. Тут собаки, глядя, что он
делает, сказали друг другу: "Пора нам отсюда бежать: коли
хозяин не пожалел и волов, что с ним работают, то нас и
подавно не пощадят".
Басня показывает, что остерегаться более
всего надо тех, кто даже своих близких не колеблется
обидеть.
Крестьянин и
судьба
Крестьянин, вскапывая поле, нашел клад; за это он стал
каждый день украшать Землю венком, полагая ее своей
благодетельницей. Но явилась к нему Судьба и сказала: "Друг
мой, зачем ты благодаришь Землю за мой подарок? Ведь это я
его тебе послала, чтобы ты разбогател! А ведь если случай
переменит твои дела и окажешься ты в нужде и бедности, то
опять бранить ты будешь меня, Судьбу".
Басня показывает, что надо знать своего
благодетеля и ему воздавать благодарность.
Предыдущая страница К списку басен Следующая страница