Жан де Лабрюйер Цитаты.
Жан де Лабрюйер Афоризмы Высказывания.
• Беда, когда у человека не
хватает ума, чтобы хорошо сказать, или здравого смысла,
чтобы осторожно промолчать.
• Богат тот, кто получает больше, чем тратит; беден тот, чьи
траты превышают доходы.
• Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобрели
его такой ценой, которая нам не по карману, — они
пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью.
Это слишком дорого — сделка принесла бы нам лишь убытки.
• Большинство людей употребляют лучшую пору своей жизни на
то, чтобы сделать худшую еще более печальной.
• Большинство людей, стремящихся к цели, способны скорее
сделать одно большое усилие, чем упорно идти избранной
дорогой; из-за лени и непостоянства они часто утрачивают
плоды лучших своих начинаний и дают обогнать себя тем, кто
отправился в путь поздней, чем они, и шел медленней, но зато
безостановочно.
• Будем смеяться, не дожидаясь
минуты, когда почувствуем себя счастливыми, — иначе мы
рискуем умереть, так ни разу и не засмеявшись.
• Быть в восторге от самого себя и сохранять незыблемую
уверенность в собственном уме — это несчастье, которое может
стрястись только с тем, кто или вовсе не наделен умом, или
наделен им в очень малой степени.
• В жизни бывают случаи, когда самой тонкой хитростью
оказываются простота и откровенность.
• В жизни чаще встречается беззаветная любовь, нежели
истинная дружба.
• В любом самом мелком, самом незначительном, самом
неприметном нашем поступке уже сказывается весь наш
характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с
места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный человек.
• В разглашении тайны всегда повинен тот, кто доверил ее
другому.
• Взыскивать с детей за проступки, которых они не совершили,
или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности —
значит лишиться всякого их доверия и уважения.
• Водись на свете поменьше простаков, было бы меньше и тех,
кого называют хитрецами и ловкачами.
• Время укрепляет дружбу, но ослабляет любовь.
• Вы думаете, что этот человек одурачен вами; а если он
притворяется одураченным, то кто больше одурачен: он или вы?
• Вы нашли себе преданного друга, если, возвысившись, он не
раззнакомился с вами.
• Говоря о том, что их затрагивает, люди признаются только в
своих самых незначительных недостатках.
• Давнишний любовник так мало значит для женщины, что его
легко меняют на нового мужа, а новый муж так быстро теряет
новизну, что почти сразу уступает место новому любовнику.
• Для интриг нужен ум, но когда его много, человек стоит
настолько выше интриг и происков, что уже не снисходит до
них; в этом случае он идет к успеху и славе совсем иными
путями.
• Доверие — первое условие дружбы.
• Друзья потому находят удовольствие в общении друг с
другом, что одинаково смотрят на нравственные обязанности
человека.
• Если бедность — мать преступлений, то недалекий ум — их
отец.
• Если бы одни из нас умирали, а другие нет, умирать было бы
крайне досадно.
• Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не
могут хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы
узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не
доволен.
• Если глупец боялся бы сказать глупость, он уже не был бы
глупцом.
• Если две женщины, к которым мы равно питаем дружеские
чувства, рассорились, то, даже не имея никакого касательства
к причине их ссоры, нам все же не удается сохранить
одинаково добрые отношения с той и другой: чаще всего
приходится выбирать между ними или терять обеих.
• Если женщина неверна и это известно тому, кому она
изменяет, она неверна — и только; но если он ничего не знает
— она вероломна.
• Если книга возвышает душу,
вселяя в нее мужество и благородные порывы, судите ее только
по этим чувствам; она превосходна и создана рукой мастера.
• Если человек помог тому, кого он любил, то ни при каких
обстоятельствах он не должен вспоминать потом о своем
благодеянии.
• Женщина, которую все считают холодной, просто еще не
встретила человека, который пробудил бы в ней любовь.
• Женщины склонны к крайностям: они или намного хуже, или
намного лучше мужчин.
• Жизнь — это то, что люди больше всего стремятся сохранить
и меньше всего берегут.
• И при зарождении, и на закате любви люди всегда испытывают
замешательство, оставаясь наедине друг с другом.
• Известная духовная ограниченность помогает иным людям идти
по стезе мудрости.
• Иные люди так страстно и упорно добиваются предмета своих
желаний, что, боясь упустить его, делают все от них
зависящее, дабы действительно его упустить.
• Истинно несчастен человек лишь тогда, когда он чувствует
за собой вину и упрекает себя в ней.
• К высокому положению ведут два пути: протоптанная прямая
дорога и окольная тропа в обход, которая гораздо короче.
• Как бы сильно ни любила молодая женщина, она начинает
любить еще сильнее, когда к ее чувству примешивается
своекорыстие или честолюбие.
• Как излишняя небрежность в одежде, так и чрезмерная
щеголеватость равно подчеркивают дряхлость и умножают
морщины стариков.
• Как мало на свете таких безупречных женщин, которые хотя
бы раз на дню не давали своим мужьям повода пожалеть о том,
что они женаты, и позавидовать холостякам.
• Как ни требовательны люди в любви, все же они прощают
больше провинностей тем, кого любят, нежели тем, с кем
дружат.
• Ключ к сердцу человека — сочувствие страстям, поглощающим
его душу, или сострадание к недугам, снедающим его тело.
• Кончина наступает однажды, а ждем мы ее всю жизнь: боязнь
смерти мучительней, чем сама смерть.
• Кратчайший и вернейший способ составить себе состояние —
это дать людям понять, что им выгодно делать вам добро.
• Кто не умеет с толком употребить свое время, тот первый
жалуется на его нехватку: он убивает дни на одевание, еду,
сон, пустые разговоры, на размышления о том, что следует
сделать, и просто на ничегонеделание.
• Кто после разговора с вами бывает доволен собою и своим
умом, тот и вами вполне доволен.
• Кто умеет внушить, что он не очень хитер, тот уже далеко
не прост.
• Легче встретить людей, обладающих умом, нежели
способностью употреблять его в дело, ценить ум в других и
находить ему полезное применение.
• Легче спросить старика о том, когда он умрет, нежели
женщину о том, когда она родилась.
• Ложная скромность — самая утонченная уловка тщеславия.
• Любовь возникает внезапно и безотчетно. Довольно одной
привлекательной черты, чтобы поразить сердце и решить нашу
судьбу.
• Люди слишком беззаботно относятся к тому, что называют
своим нравом; им следовало бы помнить, что быть добрыми
недостаточно — они еще должны казаться добрыми, коль скоро
стремятся быть приветливыми, дружелюбными,
благожелательными, короче говоря — людьми.
• Люди слишком мало дорожат
случаем доставить радость ближнему.
• Люди, украшенные достоинствами, сразу узнают, вьщеляют,
угадывают друг друга; если вы хотите, чтобы вас уважали,
имейте дело только с людьми, заслуживающими уважения.
• Может ли даже очень даровитый и наделенный незаурядными
способностями человек не преисполниться сознанием своего
ничтожества при мысли о том, что он умрет, а в мире никто не
заметит его исчезновения и другие сразу займут его место?
• Мужчина громко негодует на женщину, которая его разлюбила,
и быстро утешается; женщина не столь бурно выражает свои
чувства, но долго остается безутешной.
• Мужчина соблюдает чужую тайну вернее, чем свою
собственную, а женщина лучше хранит свою, нежели чужую.
• Мы быстро подмечаем в себе малейшие достоинства и медленно
обнаруживаем недостатки.
• Мы гораздо чаще хвалим то, что расхвалено другими, нежели
то, что похвально само по себе.
• Мы ненавидим наших врагов и жаждем отомстить им по
слабодушию, но успокаиваемся и забываем о мести из лени.
• Мы преисполнены нежности к тем, кому делаем добро, и
страстно ненавидим тех, кому нанесли много обид.
• Мы редко раскаиваемся в том, что сказали слишком мало, но
часто сожалеем о том, что говорили слишком много: избитая и
банальная истина, которую все знают и которой никогда не
следуют.
• На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет
музыки слаще, чем звук любимого голоса.
• Наглость — это не умышленный образ действий, а свойство
характера; порок, но порок врожденный. Кто не родился
наглецом, тот скромен и нелегко впадает в другую крайность.
Бесполезно поучать его: «Будьте наглы, и вы преуспеете», —
неуклюжее подражание не пойдет такому человеку впрок и
неминуемо приведет его к неудаче.
• Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует,
приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до
того, как станет ясно, что он — лишний.
• Наказанный преступник — это пример для всех негодяев;
невинно осужденный — это вопрос совести всех честных людей.
• Не следует позволять себе даже самую невинную шутку —
иначе как с людьми вежливыми и умными.
• Не следует судить о человеке по лицу — оно позволяет лишь
строить предположения.
• Не слишком хороший характер у того, кто нетерпим к дурному
характеру ближнего: будем помнить, что в обращении требуется
и золото, и разменная монета.
• Не слушать ничьих советов и отвергать все поправки может
только педант.
• Не столько ум, сколько сердце помогает человеку сближаться
с людьми и быть им приятным.
• Неблагодарное ремесло избрал тот, кто пытается создать
себе громкое имя: жизнь его подходит к концу, а работа едва
начата.
• Невежество — состояние привольное и не требующее от
человека никакого труда; поэтому невежды исчисляются
тысячами.
• Невоздержание превращает в смертельный яд пищу,
назначенную для сохранения жизни.
• Нельзя далеко идти в дружбе, если друзья не расположены
извинять друг другу небольшие недостатки.
• Нельзя судить человека с первого взгляда, как мы судим о
картине или статуе, а нужно проникнуть в глубины его души.
Достоинства обычно окутаны покровом скромности, недостатки
прикрыты маской лицемерия; только немногие сердцеведы умеют
сразу постичь характер ближнего; ибо и совершенная
добродетель, и закоренелый порок обнаруживают себя в
обстоятельствах.
• Несчастье трудно переносить, счастье страшно утратить.
Одно стоит другого.
• Нет на свете излишества прекраснее, чем излишек
благодарности.
• Нет ничего бесценнее, чем характер бесхарактерного
человека.
• Ни к кому не ходить на поклон и не ждать, что придут на
поклон к вам, — вот отрадная жизнь, золотой век,
естественное состояние человека!
• Нужно очень немногое, чтобы отличаться утонченностью
манер, и очень многое, чтобы отличаться утонченностью ума.
• О вещах серьезных следует говорить просто: напыщенность
тут неуместна; говоря о вещах незначительных, надо помнить,
что только благородство тона, манеры и выражений может
придать им смысл.
• Один из признаков посредственности — беспрестанная
болтовня.
• Одни ценят в собеседнике учтивость, другие — большие
дарования и неколебимую добродетель; однако в любом случае
учтивые манеры оттеняют достоинства и придают им приятность.
• Опыт говорит нам, что попустительство и снисходительность
к себе и беспощадность к другим — две стороны одного и того
же греха.
• От хитрости до плутовства — один шаг, переход от первой ко
второму очень легок: стоит прибавить к хитрости ложь — и
получится плутовство.
• Перед лицом иных несчастий как-то стыдно быть счастливым.
• Плуты склонны думать, что все остальные подобны им.
• По любви к жизни нам старость желанна; от страха же смерти
нам старость страшна.
• Полюбить — значит проявить слабость; разлюбить — значит
иной раз проявить не меньшую слабость.
• Порою женщины, чья красота совершенна, а достоинства
редкостны, так трогают наше сердце, что мы довольствуемся
правом смотреть на них и говорить с ними.
• Признательность за услугу уносит с собой немалую долю
дружеского расположения к тому, кто сделал нам добро.
• Прийти к заключению, что иные люди не способны мыслить
здраво, и заранее отвергнуть все, что они говорят, сказали и
скажут, — значит избавить себя от множества бесполезных
споров.
• Раб зависит только от своего господина, честолюбец — от
всех, кто способен помочь его возвышению.
• С точки зрения милосердия смерть хороша тем, что кладет
конец старости.
• Самое изысканное удовольствие состоит в том, чтобы
доставлять удовольствие другим.
• Свобода — это не праздность, а возможность свободно
располагать своим временем и выбирать себе род занятий;
короче говоря, быть свободным — значит не предаваться
безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать.
Какое великое благо такая свобода!
• Сколько замечательных людей, одаренных редкими талантами,
умерли, не сумев обратить на себя внимание! Сколько их живет
среди нас, а мир молчит о них и никогда не будет говорить.
• Скромность так же нужна достоинствам, как фигурам на
картине нужен фон: она придает им силу и рельефность.
• Сожаление о неразумно растраченном времени, которому
предаются люди, не всегда помогает им разумно употребить его
остаток.
• Справедливость по отношению к ближнему следует воздавать
безотлагательно; медлить в таких случаях — значит быть
несправедливым.
• Старость без труда берет верх над рассудком, но она
одерживает великую победу, когда ей удается одолеть
своекорыстие.
• Столичный житель для провинциалки — то же, что для
столичной жительницы — придворный.
• Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя
так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими
собою.
• Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит
сам, а тот, с кем охотно говорят другие.
• Тесть не любит зятя, свекор любит невестку; теща любит
зятя, свекровь не любит невестку; все в мире
уравновешивается.
• Только люди с низменной душой могут рассыпаться в похвалах
тем, о ком до их возвышения отзывались пренебрежительно.
• Тосковать о том, кого любишь, много легче, чем жить с тем,
кого ненавидишь.
• Тот, кто влюбляется в дурнушку, влюбляется со всей силой
страсти, потому что такая любовь свидетельствует или о
странной прихоти его вкуса, или о тайных чарах любимой,
более сильных, чем чары красоты.
• Тот, кто хлопочет за других, всегда исполнен уверенности в
себе, как человек, который добивается справедливости;
выпрашивая или домогаясь чего-нибудь для себя, он смущается
и стыдится, как человек, который клянчит милости.
• Труднее всего исцелить ту любовь, которая вспыхнула с
первого взгляда.
• Трудно сказать, чего больше заслуживает нерешительность —
жалости или презрения, и неизвестно, что опаснее — принять
ошибочное решение или не принимать никакого.
• У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от
нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим.
• У друзей мы замечаем те недостатки, которые могут
повредить им, а у любимых те, от которых страдаем мы сами.
• У каждого свое понятие о женской привлекательности;
красота — это нечто более незыблемое и не зависящее от
вкусов и суждений.
• У подданных деспота нет родины. Мысль о ней вытеснена
корыстью, честолюбием, раболепством.
• Ум всех людей, вместе взятых, не поможет тому, у кого нет
своего: человек, лишенный зрения, не способен восполнить
этот недостаток за счет окружающих.
• Умирает любовь от усталости, а хоронит ее забвение.
• Хвалебные эпитеты не составляют похвалы. Похвала требует
фактов, и притом умело поданных.
• Хороший врач — это человек, знающий средства от некоторых
недугов или, если болезнь ему незнакома, зовущий к больному
тех, кто сможет ему помочь.
• Часто гораздо короче и полезнее приноровиться самому к
другим, чем заставить других приноравливаться к себе.
• Часто люди падают с большой высоты из-за тех же
недостатков, которые помогли им ее достичь.
• Человек с большими достоинствами и большим умом, которые
признаны всеми, не безобразен, если имеет даже уродливые
черты лица: безобразие, хотя бы оно и было, не производит
впечатления.
• Человек самовлюбленный — это нечто среднее между глупцом и
нахалом: в нем есть кое-что и от того и от другого.
• Человек самовлюбленный — это тот, в ком глупцы усматривают
бездну достоинств.
• Человек трусливый, потерявший всякий стыд, может
согласиться на всякую гадость.
• Человек тщеславный равно получает удовольствие, говоря о
себе как хорошее, так и дурное; человек скромный просто не
говорит о себе.
• Человек, сильно убежденный в том, что он очень умен, почти
всегда принадлежит к числу тех людей, у которых или мало
ума, или вовсе нет его.
• Чем больше наши ближние похожи на нас, тем больше они нам
нравятся; уважать кого-то — это, по-видимому, то же самое,
что приравнивать его к себе.
• Чем меньше человек говорит, тем больше он выигрывает: люди
начинают думать, что он не лишен ума, а если к тому же он
действительно неглуп, все верят, что он весьма умен.
• Щедрость состоит не столько в том, чтобы давать много,
сколько в том. чтобы давать своевременно.