Люк де Клапье Вовенарг Цитаты.
Вовенарг Высказывания Афоризмы.


• Беден ли человек, богат ли, вовек ему не стать добродетельным и счастливым, если волей фортуны он окажется не на своем месте.
• Бедность ставит преграды нашим желаниям, но она же и ограничивает; богатство умножает наши потребности, но и дает возможности их удовлетворять.
• Бедность так принижает людей, что они стыдятся даже своих добродетелей.
• Благо тому, кто тверд по натуре и гибок по здравому рассуждению.
• Благоденствие дурного правителя — бедствие для народа.
• Благоденствие освещает путь благоразумию.

 

• Блюсти всюду выгоду — это жизненное правило здравого смысла.
• Было бы чересчур смело судить обо всех людях по их слогу. По-видимому, точное соответствие между способностью мыслить и умением выразить мысль в словах встречается редко, а необходимая связь между идеями и терминами не всегда налицо.
• Быть подлинно здравомыслящим уже означает много знать.
• В доброе отношение людей к некоторым домашним животным закрадывается порой оттенок лести самим себе.
• В крайности — но только в крайности — можно принимать и рискованные решения.
• В сострадании меньше нежности, чем в любви.
• В старости не увеличивается число друзей: все потери тогда безвозвратны.
• Великие люди бывают подчас велики даже в малом.
• Великие люди, научив слабодушных размышлять, наставили их на путь заблуждений.
• Венценосец лишь тогда велик и достоин любви, когда ему присущи добродетели истинных государей и недостатки простых смертных.
• Венценосец, который не любит свой народ, может быть великим человеком, но он никогда не станет великим государем.
• Все люди рождаются правдивыми, а умирают обманщиками.
• Всего ошибочнее мерить жизнь мерою смерти.
• Вырази ложную мысль ясно, и она сама себя опровергнет.
• Высокая должность избавляет иногда от необходимости иметь еще и дарования.
• Где темен стиль, там царствует заблуждение.
• Главные обязанности людей основаны на их беззащитности друг перед другом.
• Глупец, у которого большая память, исполнен мыслей и фактов; но он не умеет делать выводов и заключений, а в этом вся суть.
• Говоря о характере, нередко путают свойства души со свойствами разума.
• Гордость — утешительница слабых.
• Даже у молодой женщины меньше поклонников, чем у богача, который славится хорошим столом.
• Двоедушные люди легко меняют свои правила.
• Деликатность в основе своей — порождение души; это чувствительность, степень которой определяется также большей или меньшей свободой обычаев.
• Для того чтобы творить великие дела, нужно жить так, будто и умирать не придется.
• Достоинства человека есть драгоценные камни, которые красивее играют в оправе скромности.
• Дух подвластен тому же закону, что и тело, — невозможности существования без постоянного питания.
• Если афоризм нуждается в пояснениях, значит, он неудачен.
• Если мысль нельзя выразить простыми словами, значит, она ничтожна и надо ее отбросить.
• Если советы страсти более смелы, чем советы рассудка, то и сил для исполнения их страсть дает больше, чем рассудок.
• Если хотите высказывать серьезные мысли, отучитесь сперва болтать вздор.
• Если человек рожден с высокой и мужественной душой, если он работящ, горд, честолюбив, чужд низкопоклонства, а ум его глубок и скрытен, я могу смело сказать, что у него есть все необходимое, чтобы его не замечали вельможи: они больше, чем остальные, боятся тех, кем не могут помыкать.
• Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство.
• Есть люди, которые читают лишь для того, чтобы находить у писателя ошибки.
Женщина может понравиться нескольким мужчинам чертами иной раз противоположными. А случается и так, что все любят в ней свойство, которого она лишена, скажем постоянство, хотя на деле эта женщина ветрена.
Женщины и молодые люди умеют ценить лишь тех, к кому питают склонность.
Женщины не способны постичь, что существуют мужчины, к ним равнодушные.
• Жестче всех тот, кто мягок из корысти.

• Живость ума не слишком красит человека, если ей не сопутствует верность суждений. Не те часы хороши, что ходят быстро, а те, что показывают точное время.
• Зависть обвиняет и судит бездоказательство, она преумножает недостатки, дает малейшим ошибкам громкие названия; язык ее исполнен желчи, преувеличения и несправедливости.
• Запомните, в жизни всегда много такого, на что следует отважиться, и такого, что следует презирать, и взвесьте при этом свой ум и силы.
• Здравость суждения идет дальше, чем здравый смысл, но основы ее более шатки.
• Иной раз проще создать новую партию, чем постепенно добиваться главенства в уже созданной.
• Иные живут счастливо, сами того не зная.
• Искусство нравиться — это искусство обманывать.
Истина — солнце разума.
• Как мало вещей, о которых мы судим здраво.
• Как трудно заниматься выгодным делом, не преследуя при этом собственной выгоды.
• Когда нововведение слишком трудно установить, это служит доказательством, что в нем нет необходимости.
• Короли признают великими только тех, кого сами и возвеличили.
• Корысть редко приносит успех.
• Красноречие, вероятно, наиболее редкий, равно как и самый изящный из всех талантов.
• Красота каждой женщины отмечена чертами её характера, и мы предпочитаем ту, чей характер будит в нас самый живой отклик.
• Краткость жизни не может ни разубедить в ее радостях, ни утешить в ее горестях.
• Кто жаждет совершить великое, тот должен рисковать и делать ошибки, не падая из-за этого духом и не страшась себя обнаружить; человек, знающий свои слабости, может попытаться обратить их себе на пользу, но такое удается не часто.
• Кто ищет славы на пути добродетели, тот лишь требует награды по заслугам.
• Кто красноречив от природы, тот иной раз говорит великие истины с такой ясностью и краткостью, что большинство людей не думает, чтобы в них была глубокая основательность.
• Кто не знает цену времени, тот не рожден для славы.
• Кто не способен выдумывать небылицы, у того один выход — рассказывать были.
• Кто не способен к великим свершениям, тот презирает великие замыслы.
• Кто уважает себя — внушает почтение другим.
• Легкомысленные люди склонны к двоедушию.
• Легче всего уничтожить ту партию, в чьей основе лежат доводы благоразумия.
• Ленивые всегда собираются что-то сделать.
• Лицо человека выражает и его характер, и темперамент. Глупое выражает лишь физические свойства — например, крепкое здоровье и т. д. И все-таки нельзя судить о человеке по его лицу, ибо физиономии людей, равно как манера держать себя, отличаются переплетением столь различных черт, что тут очень легко впасть в заблуждение, не говоря уже о несчастных обстоятельствах, которые обезображивают природные черты и не позволяют душе отразиться в них, — например, оспины, болезненная худоба и пр.
• Лишь мелкие люди вечно взвешивают, что следует уважать, а что — любить. Человек истинно большой души, не задумываясь, любит все, что достойно уважения.
• Лучшая опора в несчастье не разум, а мужество.
• Льстец — это тот, кто обманывает обыкновенно только глупцов.
• Любая страсть, владеющая человеком, как бы открывает прямой доступ к нему.
• Любовный порыв — первый творец рода человеческого.
Люди всегда ненавидят тех, кому причиняют зло.
Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам; люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются.
Люди не в силах устоять перед лестью, и даже понимая, что им льстят, все равно попадаются на эту удочку.
Люди обычно мучают своих ближних под предлогом, что желают им добра.
Люди от природы настолько склонны подчиняться, что им мало законов, управляющих ими в их слабости, им недостаточно повелителей, данных судьбой, — им подавай еще и моду, которая предписывает человеку даже фасон башмаков.
Люди редко примиряются с постигшим их унижением: они попросту забывают о нем.
Люди с пылким характером редко бывают постоянны в дружбе.
• Мало кому удавалось совершить великое деяние по чужой подсказке.
• Мечты о великом обманчивы, зато они развлекают нас.
• Милосердие предпочтительнее справедливости.

• Можно, от всего сердца любя человека, все-таки понимать, как велики его недостатки. Было бы глупой дерзостью мнить, будто нашего расположения достойно лишь одно совершенство. Порою наши слабости привязывают нас друг к другу ничуть не меньше, чем самые высокие добродетели.
• Молодые люди плохо знают, что такое красота: им знакома только страсть.
• Мы восприимчивы к дружбе, справедливости, человечности, состраданию и разуму. Не это ли есть добродетель, друзья мои?
• Мы делаем вид, будто нам лень завоевывать славу, и при этом лезем из кожи ради ничтожнейшей корысти.
• Мы знаем больше бесполезных вещей, чем не знаем полезных.
• Мы куда усердней подмечаем у писателя противоречия, часто мнимые, и другие промахи, чем извлекаем пользу из его суждений, как верных, так и ошибочных.
• Мы любим внешние качества лишь за наслаждение, которое они нам доставляют, но главное для нас — качества внутренние, отраженные во внешних; итак, мы имеем право сказать, что всего сильнее нас привлекает душа.
• Мы любим иной раз даже такие похвалы, в искренность которых не верим.
• Мы не любим, когда нас жалеют за совершенные нами ошибки.
• Мы особенно довольны бываем своими друзьями, если они, ценя наши хорошие качества, позволяют себе замечать также и наши недостатки.
• Мы подмечаем в людях много пороков, но признаем мало добродетелей.
• Мы предвидим трудности, связанные с осуществлением нашей затеи, но редко думаем о тех, что коренятся в нас самих.
• Мы слишком мало пользуемся мудростью стариков.
• Мы так хотим заслужить уважение, что порою и впрямь становимся достойны его.
• Мыслить человека научили страсти.
• Мысль о смерти вероломна: захваченные ею, мы забываем жить.
• Наградить человека честолюбием, не наделив талантом, — вот самое большое зло, какое может причинить ему судьба.
• Надежда — единственное благое которым нельзя пресытиться.
• Надежда — самое полезное и самое губительное из всех жизненных благ.
• Насмешка — детище удовлетворенного презрения.
• Насмешка — хорошее испытание для самолюбия.
• Наш разум скорее проницателен, нежели последователен, и охватывает больше, чем в силах постичь.
• Не жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения, — все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность — свое человеческое достоинство.
• Не много великих дел можно совершить по совету.
• Не найдется, пожалуй, истины, которая не могла бы послужить для кого-либо поводом к заблуждению.
• Не полагайтесь на уважение и доверие человека, который, входя во все ваши интересы, не говорит вам о своих.
• «Не хвали человека, пока он жив», — вот правило, изобретенное завистью и слишком поспешно подхваченное философами. Напротив, я утверждаю, что человека нужно хвалить при жизни, если, конечно, он того заслуживает. Отважиться воздать ему должное надлежит именно тогда, когда зависть и клевета ополчаются на его добродетель и талант.
• Неблагодарность самая гнусная, но вместе с тем и самая исконная — это неблагодарность детей к родителям.
• Небольшое преимущество — иметь живой ум, если не имеешь верности суждения: совершенство часов не в быстром, а в верном ходе.
• Невозможно отучить людей изучать самые ненужные предметы.
• Неизменная скупость в похвалах — верный признак посредственного ума.
• Нельзя быть справедливым, не будучи человечным.
• Немного здравого смысла — и от глубокомыслия ничего не останется.
• Необходимость избавляет нас от трудностей выбора.
• Непринужденная беседа — лучшая школа для ума.
• Нервы портятся легче, чем исправляются.
• Несколько примеров, приведенных в немногих словах и на своем месте, придают мыслям больше блеска, больше веса и авторитетности; но излишнее обилие примеров и излишек подробностей всегда ослабляют речь.
• Несправедливость всегда оскорбляет наши чувства — разве что она приносит нам прямую выгоду.
• Нет ничего полезнее доброго имени и ничто не создает его так прочно, как достоинство.
• Нет обиды, которой мы не простили бы, отомстив за нее.
• Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности.
• Нет правил более изменчивых, нежели правила, внушенные совестью.
• Нет человека настолько остроумного, чтобы никогда не быть скучным.
• Неученость не есть недостаток ума, а знание не есть признак гения.
• Ничто так не унижает человека, не делает его таким жалким, как тщеславие.
• Нравы портятся легче, чем исправляются.

 

• О людях надо судить не по тому, чего они не знают, а по тому, что знают, — и насколько глубоко.
• Одиночество так же необходимо разуму, как воздержание в еде — телу, и точно так же гибельно, если оно слишком долго длится.
• Опасайтесь робких.
• Отцовская любовь ничем не отличается от любви к самому себе.
• Отчаяние есть величайшее из наших заблуждений.
• По ложному пути идут женщины, избравшие своим оружием кокетство. Они мало в ком способны зажечь великую страсть, и не потому, что они, как принято считать, легкомысленны, а потому, что никто не хочет оставаться в дураках.
• Постоянство — это всегдашняя мечта любви.
• Похвалить от души не опасно, опасно незаслуженно огорчить.
• Праздность более утомляет, чем труд.
• Предел хитроумия — умение управлять, не применяя силы.
• Представление отца о себе неотрывно от представления о сыне, разве что последний каким-нибудь своим свойством противоречит этому представлению.
• Предусмотрительность, плодовитый и быстрый в военных вопросах ум не сделают человека великим полководцем, если эти таланты не подкреплены хладнокровием в опасности, телесной крепостью и неутомимо деятельной натурой.
• Прежде чем ополчиться на зло, взвесьте, способны ли вы устранить причины, его породившие.
• Привычка — все, даже в любви.
• Процветание придает особую проницательность здравому смыслу.
• Пусть люди совершают любые ошибки себе во вред, лишь бы им избегнуть худшей напасти — подчинения чужой воли.
• Пылкое честолюбие с самой юности изгоняет из нашей жизни всякую радость: оно хочет править единовластно.
• Рабство унижает человека до того, что он начинает любить свои оковы.
• Разве кто не имеет права любить самого себя? Разве поступок будет менее хорош только потому, что мы делаем его с удовольствием?
• Разуму не постичь надобностей сердца.
• Редко случается высказать здравую мысль тому, кто всегда тщится быть оригинальным.
• Реже всего нам помогают те, в ком мы особенно нуждаемся.
• Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.
• Самые высокие мысли подсказывает нам сердце.
• Самые кислые люди — это те, которые слащавы из интереса.
• Самые полезные советы те, которые легче всего использовать.
• Светские люди не беседуют о таких мелочах, как народ; но и народ не занимается таким вздором, каким занимаются светские люди.
• Сила или слабость нашей веры зависят скорее от мужества, нежели от разума. Тот, кто смеется над приметами, не всегда умнее того, кто верит им.
• Скупость — низменная и плачевная мания, которая не требует ни знаний, ни здравого рассудка, ни молодости; именно поэтому, когда чувства начинают нам изменять, она одна занимает место всех прочих страстей.
• Скупость — это величайшее недоверие к обстоятельствам жизни, это старание уберечься от прихотей судьбы чрезмерной осмотрительностью.
• Соблюдение целомудрия вменяется в закон женщинам, меж тем в мужчинах они превыше всего ценят развращенность. Не забавно ли?
• Советы старых людей — как зимнее солнце: светят, да не греют.
• Сознание плодотворности труда есть одно из самых лучших удовольствий.
• Сознание своих сил увеличивает их.
• Солдаты, покидая место постоя, поджигают его, несмотря на запрет командира: им нравится сметать с лица земли великолепные здания. Что побуждает их везде и всюду оставлять за собой неизгладимые следы варварства? Просто ли удовольствие разрушать? Или же уверенность всех слабодушных, что разрушение — верный признак смелости и могущества?
• Стоит нам почувствовать, что человеку не за что нас уважать, — и мы начинаем почти ненавидеть его.
• Страстям мы обязаны, быть может, наибольшими победами ума.
• Страх и надежда могут убедить человека в чем угодно.
• Суровость закона говорит о его человеколюбии, а суровость человека — о его узости и жестокосердии.
• Так ли уж важно для честолюбца, навсегда упустившего свое счастье, умрет он чуть более бедным или чуть более богатым?
• Твердый характер должен сочетаться с гибкостью разума.
• Терпение — это искусство надеяться.
• Только общение излечивает от самонадеянности, робости, глупой заносчивости, только свободный и непринужденный обмен мнениями позволяет изучать людей, прощупывать, распознавать и сравнивать себя с ними.
• Только про того можно сказать, что он добился успеха, кто сумел воспользоваться его плодами.
• Торг честью не обогащает.
• Торговля — это школа обмана.
• Торгуя честью, не разбогатеешь.
• Тот, кто чувствует лишь свое ничтожество и не чувствует силу, никогда особенно не воспламеняется страстью, потому что не смеет ни на что надеяться.
• Тщеславие лишает людей естественности.
• Тщеславные люди — плохие дипломаты: они не умеют молчать.
• Удержаться на высоте своего успеха или на уровне своего богатства — вот на что нужно больше всего ума.
• Ум — око души, но не сила ее; сила души — в сердце.
• Ум должен не ограничивать, а дополнять добродетель.
• Ум не спасает нас от глупостей, совершаемых под влиянием настроения.
• Управлять одним человеком иной раз труднее, чем целым народом.
• Успех одаряет очень многим, только не друзьями.
• Успех приносит мало друзей.
• Хороший вкус есть способность верно судить о предметах, связанных с областью чувства.
• Хороший стол исцеляет раны, нанесенные картами и любовью.
• Хотите подчинить себе других — начинайте с себя.
• Чашечка кофе после обеда — и наше самоуважение возрастает; точно так же достаточно порою небольшой шутки, чтобы сбить большую спесь.
Человек влюблен в созданный им самим образ; только ему, а не легкомысленной женщине, он предан всем сердцем.
Человек словно рожден для того, чтобы дурачить других и самому оставаться в дураках.
Человек счастлив, лишь когда он на своем месте.
• Человека называют бесхарактерным, если душа его слаба, легкомысленна, непостоянна, но даже эти недостатки все равно образуют характер.
• Человеколюбие — вот первейшая из добродетелей.
• Чрезмерная осмотрительность не менее пагубна, чем ее противоположность: мало проку от людей тому, кто вечно боится, как бы его не надули.
• Чтобы избавиться от гнёта силы, люди принуждены были подчиняться закону
• Чужое остроумие быстро прискучивает.
• Шутка у философов столь умеренна, что ее не отличишь от серьезного рассуждения.
• Я всегда дивился тому, что государям и в голову не приходит проверить — может быть, сочинители великих творений способны и на великие дела? Объясняется это, видимо, тем, что государям некогда читать.
• Я сравнил бы мир со стариком, который сохраняет все желания молодости, но стыдится их и прячет, потому ли, что обманулся в достоинстве многих вещей, или потому, что хочет казаться таким разочарованным.
Язык и мысль ограничены, истина же беспредельна.
• Ясность — вежливость философии.
• Ясность — лучшее украшение истинно глубокой мысли.