Люк де Клапье Вовенарг Цитаты.
Вовенарг Высказывания Афоризмы.
• Беден ли человек,
богат ли, вовек ему не стать добродетельным и счастливым,
если волей фортуны он окажется не на своем месте.
• Бедность ставит преграды нашим желаниям, но она же и
ограничивает; богатство умножает наши потребности, но и дает
возможности их удовлетворять.
• Бедность так принижает людей, что они стыдятся даже своих
добродетелей.
• Благо тому, кто тверд по натуре и гибок по здравому
рассуждению.
• Благоденствие дурного правителя — бедствие для народа.
• Благоденствие освещает путь благоразумию.
• Блюсти всюду выгоду — это
жизненное правило здравого смысла.
• Было бы чересчур смело судить обо всех людях по их слогу.
По-видимому, точное соответствие между способностью мыслить
и умением выразить мысль в
словах встречается редко, а необходимая связь между идеями и
терминами не всегда налицо.
• Быть подлинно здравомыслящим уже означает много знать.
• В доброе отношение людей к некоторым домашним животным
закрадывается порой оттенок лести самим себе.
• В крайности — но только в крайности — можно принимать и
рискованные решения.
• В сострадании меньше нежности, чем в любви.
• В старости не увеличивается число друзей: все потери тогда
безвозвратны.
• Великие люди бывают
подчас велики даже в малом.
• Великие люди, научив
слабодушных размышлять, наставили их на путь заблуждений.
• Венценосец лишь тогда велик и достоин любви, когда ему
присущи добродетели истинных государей и недостатки простых
смертных.
• Венценосец, который не любит свой народ, может быть
великим человеком, но он никогда не станет великим
государем.
• Все люди рождаются
правдивыми, а умирают обманщиками.
• Всего ошибочнее мерить
жизнь мерою
смерти.
• Вырази ложную мысль ясно,
и она сама себя опровергнет.
• Высокая должность избавляет иногда от необходимости иметь
еще и дарования.
• Где темен стиль, там царствует заблуждение.
• Главные обязанности людей основаны на их беззащитности
друг перед другом.
• Глупец, у которого большая память, исполнен мыслей и
фактов; но он не умеет делать выводов и заключений, а в этом
вся суть.
• Говоря о характере, нередко путают свойства души со
свойствами разума.
• Гордость — утешительница слабых.
• Даже у молодой
женщины меньше поклонников, чем у богача, который
славится хорошим столом.
• Двоедушные люди легко меняют свои правила.
• Деликатность в основе своей — порождение души; это
чувствительность, степень которой определяется также большей
или меньшей свободой обычаев.
• Для того чтобы творить великие дела, нужно жить так, будто
и умирать не придется.
• Достоинства человека есть драгоценные камни, которые
красивее играют в оправе скромности.
• Дух подвластен тому же закону, что и тело, — невозможности
существования без постоянного питания.
• Если афоризм нуждается
в пояснениях, значит, он неудачен.
• Если мысль нельзя выразить
простыми словами, значит, она ничтожна и надо ее отбросить.
• Если советы страсти более смелы, чем советы рассудка, то и
сил для исполнения их страсть дает больше, чем рассудок.
• Если хотите высказывать серьезные мысли, отучитесь сперва
болтать вздор.
• Если человек рожден
с высокой и мужественной душой, если он работящ, горд,
честолюбив, чужд низкопоклонства, а ум его глубок и скрытен,
я могу смело сказать, что у него есть все необходимое, чтобы
его не замечали вельможи: они больше, чем остальные, боятся
тех, кем не могут помыкать.
• Есть люди, которые
относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к
домам: на первый план ставится удобство.
• Есть люди, которые
читают лишь для того, чтобы находить у писателя ошибки.
• Женщина может
понравиться нескольким мужчинам чертами иной раз
противоположными. А случается и так, что все любят в ней
свойство, которого она лишена, скажем постоянство, хотя на
деле эта женщина ветрена.
• Женщины и
молодые люди умеют ценить лишь тех, к кому питают
склонность.
• Женщины не
способны постичь, что существуют мужчины, к ним равнодушные.
• Жестче всех тот, кто мягок из корысти.
• Живость ума не слишком красит
человека, если ей не сопутствует верность суждений. Не те
часы хороши, что ходят быстро, а те, что показывают точное
время.
• Зависть обвиняет и судит бездоказательство, она
преумножает недостатки, дает малейшим ошибкам громкие
названия; язык ее исполнен желчи, преувеличения и
несправедливости.
• Запомните, в жизни всегда много такого, на что следует
отважиться, и такого, что следует презирать, и взвесьте при
этом свой ум и силы.
• Здравость суждения идет дальше, чем здравый смысл, но
основы ее более шатки.
• Иной раз проще создать новую партию, чем постепенно
добиваться главенства в уже созданной.
• Иные живут счастливо, сами того не зная.
• Искусство нравиться — это искусство обманывать.
• Истина — солнце
разума.
• Как мало вещей, о которых мы судим здраво.
• Как трудно заниматься выгодным делом, не преследуя при
этом собственной выгоды.
• Когда нововведение слишком трудно установить, это служит
доказательством, что в нем нет необходимости.
• Короли признают великими только тех, кого сами и
возвеличили.
• Корысть редко приносит успех.
• Красноречие, вероятно, наиболее редкий, равно как и самый
изящный из всех талантов.
• Красота каждой женщины отмечена чертами её характера, и мы
предпочитаем ту, чей характер будит в нас самый живой
отклик.
• Краткость жизни не может ни разубедить в ее радостях, ни
утешить в ее горестях.
• Кто жаждет совершить великое, тот должен рисковать и
делать ошибки, не падая из-за этого духом и не страшась себя
обнаружить; человек, знающий свои слабости, может попытаться
обратить их себе на пользу, но такое удается не часто.
• Кто ищет славы на пути добродетели, тот лишь требует
награды по заслугам.
• Кто красноречив от природы, тот иной раз говорит великие
истины с такой ясностью и краткостью, что большинство людей
не думает, чтобы в них была глубокая основательность.
• Кто не знает цену времени, тот не рожден для славы.
• Кто не способен выдумывать небылицы, у того один выход —
рассказывать были.
• Кто не способен к великим свершениям, тот презирает
великие замыслы.
• Кто уважает себя — внушает почтение другим.
• Легкомысленные люди склонны к двоедушию.
• Легче всего уничтожить ту партию, в чьей основе лежат
доводы благоразумия.
• Ленивые всегда собираются что-то сделать.
• Лицо человека выражает и его характер, и темперамент.
Глупое выражает лишь физические свойства — например, крепкое
здоровье и т. д. И все-таки нельзя судить о человеке по его
лицу, ибо физиономии людей, равно как манера держать себя,
отличаются переплетением столь различных черт, что тут очень
легко впасть в заблуждение, не говоря уже о несчастных
обстоятельствах, которые обезображивают природные черты и не
позволяют душе отразиться в них, — например, оспины,
болезненная худоба и пр.
• Лишь мелкие люди вечно
взвешивают, что следует уважать, а что — любить. Человек
истинно большой души, не задумываясь, любит все, что
достойно уважения.
• Лучшая опора в несчастье не разум, а мужество.
• Льстец — это тот, кто обманывает обыкновенно только
глупцов.
• Любая страсть, владеющая человеком, как бы открывает
прямой доступ к нему.
• Любовный порыв — первый творец рода человеческого.
• Люди всегда ненавидят
тех, кому причиняют зло.
• Люди мелкого ума
чувствительны к мелким обидам; люди большого ума все
замечают и ни на что не обижаются.
• Люди не в силах устоять
перед лестью, и даже понимая, что им льстят, все равно
попадаются на эту удочку.
• Люди обычно мучают
своих ближних под предлогом, что желают им добра.
• Люди от природы
настолько склонны подчиняться, что им мало законов,
управляющих ими в их слабости, им недостаточно повелителей,
данных судьбой, — им подавай еще и моду, которая
предписывает человеку даже фасон башмаков.
• Люди редко примиряются
с постигшим их унижением: они попросту забывают о нем.
• Люди с пылким
характером редко бывают постоянны в дружбе.
• Мало кому удавалось совершить великое деяние по чужой
подсказке.
• Мечты о великом обманчивы, зато они развлекают нас.
• Милосердие предпочтительнее справедливости.
• Можно, от всего сердца любя
человека, все-таки понимать, как велики его недостатки. Было
бы глупой дерзостью мнить, будто нашего расположения
достойно лишь одно совершенство. Порою наши слабости
привязывают нас друг к другу ничуть не меньше, чем самые
высокие добродетели.
• Молодые люди плохо
знают, что такое красота: им знакома только страсть.
• Мы восприимчивы к дружбе, справедливости, человечности,
состраданию и разуму. Не это ли есть добродетель, друзья
мои?
• Мы делаем вид, будто нам лень завоевывать славу, и при
этом лезем из кожи ради ничтожнейшей корысти.
• Мы знаем больше бесполезных вещей, чем не знаем полезных.
• Мы куда усердней подмечаем у писателя противоречия, часто
мнимые, и другие промахи, чем извлекаем пользу из его
суждений, как верных, так и ошибочных.
• Мы любим внешние качества лишь за наслаждение, которое они
нам доставляют, но главное для нас — качества внутренние,
отраженные во внешних; итак, мы имеем право сказать, что
всего сильнее нас привлекает душа.
• Мы любим иной раз даже такие похвалы, в искренность
которых не верим.
• Мы не любим, когда нас жалеют за совершенные нами ошибки.
• Мы особенно довольны бываем своими друзьями, если они,
ценя наши хорошие качества, позволяют себе замечать также и
наши недостатки.
• Мы подмечаем в людях много пороков, но признаем мало
добродетелей.
• Мы предвидим трудности, связанные с осуществлением нашей
затеи, но редко думаем о тех, что коренятся в нас самих.
• Мы слишком мало пользуемся мудростью стариков.
• Мы так хотим заслужить уважение, что порою и впрямь
становимся достойны его.
• Мыслить человека научили страсти.
• Мысль о смерти вероломна: захваченные ею, мы забываем
жить.
• Наградить человека честолюбием, не наделив талантом, — вот
самое большое зло, какое может причинить ему судьба.
• Надежда — единственное благое которым нельзя пресытиться.
• Надежда — самое полезное и самое губительное из всех
жизненных благ.
• Насмешка — детище удовлетворенного презрения.
• Насмешка — хорошее испытание для самолюбия.
• Наш разум скорее проницателен, нежели последователен, и
охватывает больше, чем в силах постичь.
• Не жалко, что человек родился или умер, что он лишился
своих денег, дома, имения, — все это не принадлежит
человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную
собственность — свое человеческое достоинство.
• Не много великих дел можно совершить по совету.
• Не найдется, пожалуй, истины, которая не могла бы
послужить для кого-либо поводом к заблуждению.
• Не полагайтесь на уважение и доверие человека, который,
входя во все ваши интересы, не говорит вам о своих.
• «Не хвали человека, пока он жив», — вот правило,
изобретенное завистью и слишком поспешно подхваченное
философами. Напротив, я утверждаю, что человека нужно
хвалить при жизни, если, конечно, он того заслуживает.
Отважиться воздать ему должное надлежит именно тогда, когда
зависть и клевета ополчаются на его добродетель и талант.
• Неблагодарность самая гнусная, но вместе с тем и самая
исконная — это неблагодарность детей к родителям.
• Небольшое преимущество — иметь живой ум, если не имеешь
верности суждения: совершенство часов не в быстром, а в
верном ходе.
• Невозможно отучить людей изучать самые ненужные предметы.
• Неизменная скупость в похвалах — верный признак
посредственного ума.
• Нельзя быть справедливым, не будучи человечным.
• Немного здравого смысла — и от глубокомыслия ничего не
останется.
• Необходимость избавляет нас от трудностей выбора.
• Непринужденная беседа — лучшая школа для ума.
• Нервы портятся легче, чем исправляются.
• Несколько примеров, приведенных в немногих словах и на
своем месте, придают мыслям больше блеска, больше веса и
авторитетности; но излишнее обилие примеров и излишек
подробностей всегда ослабляют речь.
• Несправедливость всегда оскорбляет наши чувства — разве
что она приносит нам прямую выгоду.
• Нет ничего полезнее доброго имени и ничто не создает его
так прочно, как достоинство.
• Нет обиды, которой мы не простили бы, отомстив за нее.
• Нет покровителей надежнее, чем наши собственные
способности.
• Нет правил более изменчивых, нежели правила, внушенные
совестью.
• Нет человека настолько остроумного, чтобы никогда не быть
скучным.
• Неученость не есть недостаток ума, а знание не есть
признак гения.
• Ничто так не унижает человека, не делает его таким жалким,
как тщеславие.
• Нравы портятся легче, чем исправляются.
• О людях надо судить не по
тому, чего они не знают, а по тому, что знают, — и насколько
глубоко.
• Одиночество так же необходимо разуму, как воздержание в
еде — телу, и точно так же гибельно, если оно слишком долго
длится.
• Опасайтесь робких.
• Отцовская любовь ничем не отличается от любви к самому
себе.
• Отчаяние есть величайшее из наших заблуждений.
• По ложному пути идут женщины, избравшие своим оружием
кокетство. Они мало в ком способны зажечь великую страсть, и
не потому, что они, как принято считать, легкомысленны, а
потому, что никто не хочет оставаться в дураках.
• Постоянство — это всегдашняя мечта любви.
• Похвалить от души не опасно, опасно незаслуженно огорчить.
• Праздность более утомляет, чем труд.
• Предел хитроумия — умение управлять, не применяя силы.
• Представление отца о себе неотрывно от представления о
сыне, разве что последний каким-нибудь своим свойством
противоречит этому представлению.
• Предусмотрительность, плодовитый и быстрый в военных
вопросах ум не сделают человека великим полководцем, если
эти таланты не подкреплены хладнокровием в опасности,
телесной крепостью и неутомимо деятельной натурой.
• Прежде чем ополчиться на зло, взвесьте, способны ли вы
устранить причины, его породившие.
• Привычка — все, даже в любви.
• Процветание придает особую проницательность здравому
смыслу.
• Пусть люди совершают любые ошибки себе во вред, лишь бы им
избегнуть худшей напасти — подчинения чужой воли.
• Пылкое честолюбие с самой юности изгоняет из нашей жизни
всякую радость: оно хочет править единовластно.
• Рабство унижает человека до того, что он начинает любить
свои оковы.
• Разве кто не имеет права любить самого себя? Разве
поступок будет менее хорош только потому, что мы делаем его
с удовольствием?
• Разуму не постичь надобностей сердца.
• Редко случается высказать здравую мысль тому, кто всегда
тщится быть оригинальным.
• Реже всего нам помогают те, в ком мы особенно нуждаемся.
• Самая новая и самая самобытная книга та, которая
заставляет любить старые истины.
• Самые высокие мысли подсказывает нам сердце.
• Самые кислые люди — это те, которые слащавы из интереса.
• Самые полезные советы те, которые легче всего
использовать.
• Светские люди не беседуют о таких мелочах, как народ; но и
народ не занимается таким вздором, каким занимаются светские
люди.
• Сила или слабость нашей веры зависят скорее от мужества,
нежели от разума. Тот, кто смеется над приметами, не всегда
умнее того, кто верит им.
• Скупость — низменная и плачевная мания, которая не требует
ни знаний, ни здравого рассудка, ни молодости; именно
поэтому, когда чувства начинают нам изменять, она одна
занимает место всех прочих страстей.
• Скупость — это величайшее недоверие к обстоятельствам
жизни, это старание уберечься от прихотей судьбы чрезмерной
осмотрительностью.
• Соблюдение целомудрия вменяется в закон женщинам, меж тем
в мужчинах они превыше всего ценят развращенность. Не
забавно ли?
• Советы старых людей — как зимнее солнце: светят, да не
греют.
• Сознание плодотворности труда есть одно из самых лучших
удовольствий.
• Сознание своих сил увеличивает их.
• Солдаты, покидая место постоя, поджигают его, несмотря на
запрет командира: им нравится сметать с лица земли
великолепные здания. Что побуждает их везде и всюду
оставлять за собой неизгладимые следы варварства? Просто ли
удовольствие разрушать? Или же уверенность всех слабодушных,
что разрушение — верный признак смелости и могущества?
• Стоит нам почувствовать, что человеку не за что нас
уважать, — и мы начинаем почти ненавидеть его.
• Страстям мы обязаны, быть может, наибольшими победами ума.
• Страх и надежда могут убедить человека в чем угодно.
• Суровость закона говорит о его человеколюбии, а суровость
человека — о его узости и жестокосердии.
• Так ли уж важно для честолюбца, навсегда упустившего свое
счастье, умрет он чуть более бедным или чуть более богатым?
• Твердый характер должен сочетаться с гибкостью разума.
• Терпение — это искусство надеяться.
• Только общение излечивает от самонадеянности, робости,
глупой заносчивости, только свободный и непринужденный обмен
мнениями позволяет изучать людей, прощупывать, распознавать
и сравнивать себя с ними.
• Только про того можно сказать, что он добился успеха, кто
сумел воспользоваться его плодами.
• Торг честью не обогащает.
• Торговля — это школа обмана.
• Торгуя честью, не разбогатеешь.
• Тот, кто чувствует лишь свое ничтожество и не чувствует
силу, никогда особенно не воспламеняется страстью, потому
что не смеет ни на что надеяться.
• Тщеславие лишает людей естественности.
• Тщеславные люди — плохие дипломаты: они не умеют молчать.
• Удержаться на высоте своего успеха или на уровне своего
богатства — вот на что нужно больше всего ума.
• Ум — око души, но не сила ее; сила души — в сердце.
• Ум должен не ограничивать, а дополнять добродетель.
• Ум не спасает нас от глупостей, совершаемых под влиянием
настроения.
• Управлять одним человеком иной раз труднее, чем целым
народом.
• Успех одаряет очень многим, только не друзьями.
• Успех приносит мало друзей.
• Хороший вкус есть способность верно судить о предметах,
связанных с областью чувства.
• Хороший стол исцеляет раны, нанесенные картами и любовью.
• Хотите подчинить себе других — начинайте с себя.
• Чашечка кофе после обеда — и наше самоуважение возрастает;
точно так же достаточно порою небольшой шутки, чтобы сбить
большую спесь.
• Человек влюблен в созданный им самим образ; только ему, а
не легкомысленной женщине, он предан всем сердцем.
• Человек словно рожден для того, чтобы дурачить других и
самому оставаться в дураках.
• Человек счастлив, лишь когда он на своем месте.
• Человека называют бесхарактерным, если душа его слаба,
легкомысленна, непостоянна, но даже эти недостатки все равно
образуют характер.
• Человеколюбие — вот первейшая из добродетелей.
• Чрезмерная осмотрительность не менее пагубна, чем ее
противоположность: мало проку от людей тому, кто вечно
боится, как бы его не надули.
• Чтобы избавиться от гнёта силы, люди принуждены были
подчиняться закону
• Чужое остроумие быстро прискучивает.
• Шутка у философов столь умеренна, что ее не отличишь от
серьезного рассуждения.
• Я всегда дивился тому, что государям и в голову не
приходит проверить — может быть, сочинители великих творений
способны и на великие дела? Объясняется это, видимо, тем,
что государям некогда читать.
• Я сравнил бы мир со стариком, который сохраняет все
желания молодости, но стыдится их и прячет, потому ли, что
обманулся в достоинстве многих вещей, или потому, что хочет
казаться таким разочарованным.
• Язык и мысль ограничены, истина же беспредельна.
• Ясность — вежливость философии.
• Ясность — лучшее украшение истинно глубокой
мысли.