Мишель де Монтень Афоризмы Фразы Изречения.
• Невозможно вести честный и искренний спор с дураком.
• Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, —
нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему.
• Нельзя полагаться на те доходы, которые мы только надеемся
получить, какими бы верными они нам не казались.
• Нет наставницы более немилосердной и коварной, чем наша
привычка. Мало-помалу, украдкой забирает она власть над
нами, но, начиная скромно и добродушно, она с течением
времени укореняется и укрепляется в нас, пока наконец не
сбрасывает покрова со своего властного и деспотического
лица, и тогда мы не смеем уже поднять на нее взгляд.
• Нет ответа более унижающего,
чем презрительное молчание.
• Нет столь дряхлого старца, который, памятуя о Мафусаиле,
не рассчитывал бы прожить еще годиков двадцать.
• Нет стремления более естественного, чем стремление к
знанию...
• Нет такой уловки или приема в пользовании оружием во время
боя, которые мы сочли бы дурными, лишь бы они помогли
отразить направленный на нас удар.
• Ни одна страсть не помрачает в такой мере ясность
суждения, как гнев.
• Ни то, что предшествует смерти, ни то, что за ней следует,
не является ее принадлежностью.
• Никто добровольно не раздает своего имущества, но каждый
не задумываясь делит с ближним свое время. Ничем мы не
швыряем так охотно, как собственным временем, хотя
единственно в отношении последнего бережливость была бы
полезна и достойна похвалы.
• Ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как
вводимые новшества; всякие перемены выгодны лишь бесправию и
тирании.
• Обвинениям в адрес самого себя всегда верят,
самовосхвалению — никогда.
• Опасное дело - нападать на человека, у которого осталось
только одно средство спасения - оружие, ибо необходимость -
жестокая наставница.
• Описывать прошлое - меньший риск, чем описывать настоящее,
ибо в этом случае писатель отвечает только за точную
передачу заимствованного им у других.
• От недостатка уважения к себе происходит столько же
пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.
• Откровенная речь, подобно вину и любви, вызывает такую же
откровенность.
• Очень многих я видел на своем веку, которые были доведены
до совершенной тупости неумеренной жаждой знания.
• Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы
других.
• Первоначально чье-либо личное заблуждение становится
общим, а затем уж общее заблуждение становится личным. Вот и
растет постройка, к которой каждый прикладывает руку так,
что самый дальний свидетель события оказывается
осведомленным лучше, чем непосредственный, а последний
человек, узнавший о нем, - гораздо более убежденным, чем
первый.
• Первый признак порчи общественных нравов - это
исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой
добродетели и является первым требованием к правителю
государства.
• Плакать из-за того, что мы не будем жить сто лет спустя,
столь же безумно, как плакать из-за того, что мы не жили сто
лет назад.
• Плоды смуты никогда не достаются тому, кто ее вызвал; он
только всколыхнул и замутил воду, а ловить рыбу будут уже
другие.
• По мере того, как мы лишаемся естественных удовольствий,
мы возмещаем их удовольствиями искусственными.
• Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша
жизнь.
• Подобно тому как наше рождение принесло для нас рождение
всего окружающего, так и смерть наша будет смертью всего
окружающего.
• Подобно тому как растения чахнут от чрезмерного обилия
влаги, а светильники - от обилия масла, так и ум
человеческий при чрезмерных занятиях и обилии знаний,
загроможденный и подавленный их бесконечным разнообразием,
теряет способность разобраться в этом нагромождении и под
бременем непосильного груза сгибается и увядает.
• Покопайся каждый из нас хорошенько в себе, и он обнаружит,
что самые сокровенные его желания и надежды возникают и
питаются по большей части за счет кого-нибудь другого.
• Полное согласие - свойство для беседы весьма скучное.
• Порицать в другом свои недостатки, думается мне, столь же
допустимо, как порицать — а это я делаю весьма часто — чужие
в себе, обличать их следует всегда и везде, не оставляя им
никакого пристанища.
• После тех лиц, которые занимают самые высокие посты, я не
знаю более несчастных, чем те, что им завидуют.
• Почтительность, которою
окружает ребенка челядь, а также его осведомленность о
богатстве и величии своего рода являются немалыми помехами в
правильном воспитании детей.
• Привычка терпеливо трудиться - это то же, что привычка
терпеливо переносить боль.
• Признаваться в незнании - одно из лучших и вернейших
доказательств наличия разума.
• Природа — приятный наставник, и даже не столько приятный,
сколько осторожный и верный.
• Природа может все и все творит.
• Пусть всякий, кто сможет, остерегается попасть в руки
судьи, когда этот судья - победоносный и вооруженный до
зубов враг.
• Пусть детство смотрит вперед, старость - назад: не это ли
обозначали два лица Януса?
• Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через
сито все, что он ему преподносит, и пусть ничего не
вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и
влияние.
• Пчелы перелетают с цветка на цветок для того, чтобы
собрать нектар, который они целиком претворяют в мед. Точно
так же и то, что человек заимствует у других, будет
преобразовано и переплавлено им самим, чтобы стать его
собственным творением, то есть собственным его суждением.
• Пытливости нашей нет конца, удовлетворенность ума —
признак его ограниченности или усталости.
• Ради чего врачи с таким рвением добиваются доверия своего
пациента, не скупясь на лживые посулы поправить его
здоровье, если не для того, чтобы его воображение пришло на
помощь их надувательским предписаниям?
• Разве мошенничество становится менее гадким от того, что
речь идет о нескольких су, а не о нескольких экю? Оно гадко
само по себе.
• С чем бы мы ни знакомились, чем бы ни наслаждались, мы все
время чувствуем, что это нас не удовлетворяет, и жадно
стремимся к будущему, к неизведанному, так как настоящее не
может нас насытить; не потому, что в нем нет ничего,
могущего нас насытить, а потому, что сами способы насыщения
у нас нездоровые и беспорядочные.
• Самое главное — это прививать вкус и любовь к науке; иначе
мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью.
• Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.
• Самые грубые и вздорные выдумки возникают большей частью у
тех, кто занимается самыми возвышенными и трудными
вопросами; любознательность и высокомерие заставляют их
погружаться в глубокие бездны.
• Самый краткий путь к завоеванию славы — это делать по
побуждению совести то, что мы делаем ради славы.
• Самый ценный плод здоровья - возможность получать
удовольствие.
• Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное
хорошее расположение духа.
• Следовало бы иметь установленные законом меры воздействия,
которые обуздывали бы бездарных и никчемных писак, как это
делается в отношении праздношатающихся и тунеядцев.
• Следует смотреть не столько на то, что едят, сколько на
то, с кем едят.
• Смерть должна быть такая же, как и жизнь; мы не становимся
другими только потому, что умираем.
• Смерть одного есть начало жизни другого.
• Сократ… заставлял сначала говорить учеников, а затем уже
говорил сам.
• Способность снизойти до влечений ребенка и руководить ими
присуща лишь душе возвышенной и сильной.
• Среди других прегрешений
пьянство представляется мне пороком особенно грубым и
низменным.
• Старикам не стоит думать о смерти: пусть лучше позаботятся
о том, как получше разрыхлить грядки на огороде.
• Столько имен, столько побед и завоеваний, погребенных в
пыли забвения, делают смешною нашу надежду увековечить в
истории свое имя захватом какого-нибудь курятника, ставшего
сколько-нибудь известным только после своего падения.
• Страх - это страсть воистину поразительная, и врачи
говорят, что нет другой, которая выбивала бы наш рассудок из
положенной ему колеи в большей мере, чем эта.
• Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле.
• Судьба не приносит нам ни зла, ни добра, она поставляет
лишь сырую материю того и другого и способное оплодотворить
эту материю семя.
• Судьба поставляет нам только сырой материал, и нам самим
предоставляется придать ему форму.
• Судья, вынесший обвиняемому приговор в припадке гнева, сам
заслуживает смертного приговора.
• Счастье человеческое состоит вовсе не в том, чтобы хорошо
умереть, а в том. чтобы хорошо жить.
• Творение человека, имея собственное значение и судьбу,
может оказаться для него удачей большей, чем он имел
оснований на то рассчитывать по своим знаниям и
способностям, может оказаться значительней, чем он сам.
• Те, кто расшатывают государственный строй, чаще всего
первыми и гибнут при его крушении.
• Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но
выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, — не
научились понимать самих себя.
• Те, у кого одинаково злая воля, каково бы ни было различие
в их положении, таят в себе одинаковую жестокость,
бесчестность, грабительские наклонности, и все это в каждом
из них тем отвратительнее, чем он трусливее, чем увереннее в
себе и чем ловчее умеет прикрываться законами.
• Тем, кто нами повелевает и правит, кто держит в руках
своих судьбы мира, недостаточно обладать разумением среднего
человека, мочь столько же, сколько можем мы; и если они не
превосходят нас в достаточной мере, то уже тем самым
оказываются гораздо ниже нашего уровня.
• Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности.
• Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука
приносит лишь вред.
• Тому, кто сказал Сократу: «Тридцать тиранов осудили тебя
на смерть», последний ответил: «А их осудила на смерть
природа».
• Тот, кто всегда в выигрыше, - не настоящий игрок.
• Трусость — мать жестокости.
• У высокого положения есть то преимущество, что с ним можно
по собственному желанию расстаться, и почти всегда есть
возможность выбора более высокой или более низкой ступени:
ведь не со всякой высоты непременно падаешь, гораздо чаще
можно благополучно опуститься.
• У животных есть та благородная особенность, что лев
никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а
конь — рабом другого коня.
• Удачный брак отвергает любовь; он старается возместить ее
дружбой. Это — не что иное, как приятное совместное
проживание в течение всей жизни, полное устойчивости,
доверия и бесконечного множества весьма осязательных
взаимных услуг и обязанностей.
• Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть
везде — значит быть нигде.
• Упрямство и чрезмерный пыл в
споре — вернейший признак глупости.
• Ученость, как таковая, сама по себе есть нечто безличное.
Для благородной души она может быть добавлением очень
полезным, для какой-нибудь иной - вредоносным и пагубным.
Вернее было бы сказать, что она вещь драгоценная для того,
кто умеет ею пользоваться.
• Философия нисколько не ополчается против страстей
естественных, лишь бы они знали меру, и она проповедует
умеренность в них, а не бегство от них.
• Хороши или плохи события жизни, во многом зависит от того,
как мы их воспринимаем.
• Чаще всего мы больше радуемся детским шалостям, играм и
проделкам наших детей, чем их вполне сознательным поступкам
в зрелом возрасте, словно бы мы их любили для нашего
развлечения, как мартышек, а не как людей.
• Человек - изумительно суетное, поистине непонятное и вечно
колеблющееся существо.
• Человек страдает не столько от того, что происходит,
сколько от того, как он оценивает то, что с ним происходит.
• Чем больше заполняется наша душа, тем вместительнее она
становится.
• Чрезмерно сильное горе подавляет полностью нашу душу,
стесняя свободу ее проявлений.
• Что касается пьянства, то этот порок - насквозь телесный и
материальный. Поэтому самый грубый из всех ныне существующих
народов - тот, у которого особенно распространен этот порок.
Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его и
поражает тело.
• Что касается смерти, то ощущать ее мы не можем; мы
постигаем ее только рассудком, ибо от жизни она отделена не
более чем мгновением.
• Что может быть труднее, чем уберечься от врага, надевшего
на себя личину нашего самого преданного друга.
• Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы
научиться самому.
• Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы
научиться самому.
• Чтобы правильно судить о вещах возвышенных и великих, надо
иметь такую же душу; в противном случае мы припишем им наши
собственные изъяны.
• Шум оружия заглушает голос законов.
• Я говорю правду постольку, поскольку осмеливаюсь ее
говорить; чем старше я становлюсь, осмеливаюсь делать это
все реже.
• Я наблюдал только такое действие розги — она или
притупляет, или озлобляет.
• Я нередко встречал людей, которые оказывались неучтивыми
именно вследствие того, что были чересчур учтивы, и несносны
вследствие того, что были чересчур вежливы.
• Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую
растят в уважении к чести и свободе. В суровости и
принуждении есть нечто рабское, и я нахожу, что то, чего
нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и умения,
никак нельзя добиться силой.
• Я предпочитаю самостоятельно ковать себе душу, а не
украшать ее позаимствованным добром.
• Я считаю себя средним человеком, за исключением того
факта, что считаю себя средним человеком.
• Я хотел бы, чтобы смерть застала меня за работой в поле.